Найти тему

Решения GR. Часть 7. GR-деятельность в процессе разработки и принятия нормативных актов Банка России

Оглавление

<< Решения GR. Часть 6

В сфере регулирования, надзора и контроля Банка России находятся банки и участники национальной платежной системы, страховые компании и микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды и паевые инвестиционные фонды, а также кредитные рейтинговые агентства, актуарии, депозитарии и ряд иных организаций, и данная статья в большей степени предназначена именно для сотрудников GR-подразделений таких компаний. Однако сотрудники многопрофильных GR-агенств, а также обучающиеся ремеслу "связей с госорганами" тоже могут найти данную статью для себя полезной.

Банк России разрабатывает и принимает нормативные акты по вопросам, предусмотренным Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

В дополнение к нормативным актам Банк России имеет право издавать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение Банка России[1].

Согласно законодательству Российской Федерации правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно[2], а также все нормативные акты Банка России должны пройти регистрацию в Минюсте России в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Разработка и принятие акта Банка России включает в себя следующие стадии:

1. Инициирование разработки акта.

Содержание стадии:

Разработка проектов актов Банка России, направленных на реализацию положений федерального закона, в большинстве случаев, осуществляется после принятия соответствующего федерального закона.

О планируемой разработке акта Банка России, как правило, становится известно в ходе проработки текста соответствующего законопроекта.

Возможные действия компании:

  • анализ возможных последствий принятия данного проекта акта;
  • организация мониторинга хода разработки акта;
  • обеспечение участия представителей компании в мероприятиях профильных общественных организаций, на площадках которых планируется обсуждение проекта акта;
  • направление в Банк России официального письма с предложением о содействии в разработке проекта акта (например, предложение о создании или участии в соответствующей рабочей группе).

2. Разработка Банком России проекта акта.

Содержание стадии:

Разработка проекта акта может осуществляется Банком России как полностью самостоятельно (в «закрытом» режиме), так и с привлечением экспертного сообщества, общественных организаций и отдельных интересных Банку России лиц. В результате данной стадии подготавливается редакция проекта акта (в составе: текст проекта акта, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование) для размещения на общественное обсуждение.

Возможные действия компании:

  • формирование единой позиции компании в части желаемой редакции проекта акта;
  • обеспечение участия представителей компании в посвященных разработке данного проекта акта совещаниях, проводимых ответственным Банком России, и мероприятиях профильных общественных организаций;
  • направление предлагаемой компанией редакции проекта акта
    в Банк России.

3. Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза проекта акта Банка России.

Содержание стадии:

Проекты актов Банка России проходят процедуру общественного обсуждения и экспертизу на коррупционность. В этих целях текст проекта акта размещается на официальном сайте Банка России[3].

Возможные действия компании:

  • проведение анализа редакции проекта акта, размещенной на сайте Банка России;
  • проверка текста проекта акта на предмет учтены ли предложения и замечания компании, если такие предложения и замечания ранее направлялись в Банк России;
  • формирование или корректировка позиции компании в части желаемой редакции текста проекта акта;
  • направление позиции компании официальным письмом в адрес Банка России.

4. Направление проекта акта Банка России на согласование в заинтересованные органы и организации.

Содержание стадии:

В случаях выпуска совместного акта Банка России и иных ведомств и (или) организаций, после общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы текст проекта акта направляется на согласование в соответствующие ведомства и организации.

Возможные действия компании:

  • направление в Банк России в официальном порядке предложений и замечаний компании в отношении желаемой редакции текста проекта акта в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
  • продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, которые официально участвуют в процессе согласования проекта акта;
  • оперативная реакция в случаях, когда официально участвующие в согласовании ведомства и организации обращаются в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в подготовке проектов предложений и замечаний к проекту акта;
  • оказание консультационной и (или) экспертной помощи заинтересованным органам власти и организациям в целях ускорения рассмотрения проекта акта.

5. Проведение согласительных процедур по результатам поступивших от органов и организаций предложений и замечаний.

Содержание стадии:

В случаях выпуска совместного акта Банка России и иных ведомств и (или) организаций, после поступления предложений и замечаний к проекту акта от согласующих органов власти и организаций, требуется осуществить ряд согласительных процедур.

В первую очередь проект акта, как правило, дорабатывается с учетом тех предложений и замечаний, с которыми Банк России согласен. Далее формируются таблицы разногласий, содержащие свод учтенных и неучтенных предложений и замечаний к проекту акта, и Банк России проводит согласительные совещания с согласующими органами власти и организациями в целях устранения разногласий. По результатам согласительных совещаний формируется финальная редакция проекта акта.

Возможные действия компании:

  • обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в целях продвижения позиции компании по желаемой редакции текста проекта акта в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
  • продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, представители которых будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях.

6. Утверждение, государственная регистрация и опубликование акта Банка России

Содержание стадии:

После формирования финальной редакции проект акта подписывается Председателем Банка России, и акту присваиваются соответствующие реквизиты: номер и дата. В случае выпуска совместного акта Банка России и иных ведомств и организаций, руководитель каждого из ответственных ведомств и организаций подписывает такой акт, и каждое ведомство и организация присваивают акту свои уникальные (не повторяющиеся) реквизиты.

Нормативные акты Банка России направляется в Минюст России для осуществления государственной регистрации[4]. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России, как правило, в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта. Необходимо иметь ввиду, что Минюст России имеет право по ряду причин отказать в регистрации акта и вернуть его на доработку в Банк России.

Прошедший государственную регистрацию акт подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и официальном сайте Банка России.

Возможные действия компании:

  • осуществление мониторинга хода подписания и государственной регистрации акта Банка России.

Решения GR. Часть 8 >>

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] подробнее см. Положение Банка России от 18 июля 2000 г. № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России»
[2] подробнее см. приказ Банка России от 15 сентября 1997 г. № 02-395 «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»
[3] раздел «Информационно-аналитические материалы», подраздел «Нормативные и иные акты», секция «Проекты нормативных актов Банка России».
[5] подробнее см. раздел II. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»