Английский язык занимает особое положение среди учебных предметов, так как является не только предметом, но и средством познания, поскольку в большей степени способствует реализации межпредметных связей. Одарённостью обладают дети с выдающимися способностями, демонстрирующие высокие результаты или имеющие внутренние предпосылки для их достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной.
Одарённый ребёнок имеет свои сильные и слабые стороны. Даже если он успешен в нескольких сферах деятельности, не следует оставлять его без поддержки и помощи учителя, важна роль дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подхода для раскрытия и реализации личностного потенциала. В условиях обычного обучения одарённому ребёнку становится скучно, кропотливые ежедневные занятия вызывают быстрое угасание интереса. Английский язык принадлежит к предметам, требующим постоянной, кропотливой работы. Если не предлагать одарённому ребёнку задания повышенной сложности, проблемные и креативные, то такой ребёнок может быть потерян как ученик. Следовательно, учителю необходимо индивидуализировать подход к таким детям, чтобы мотивация учения строилась на творческом стремлении к новым открытиям. Поэтому важным становится разработать программы, отличные от традиционных, которые могут помочь раскрытию потенциала ребёнка. Одарённые дети легко усваивают новый материал, активны, отличаются креативным подходом, стремлением к самостоятельному исследованию.
Интеллектуальному развитию одарённых детей, систематическому расширению их кругозора способствует учёт специфики английского языка как средства интеграции с другими учебными предметами: русским языком и литературой, биологией и экологией, географией и историей, физикой, химией, математикой и др. В связи с этим уместно использование учебного материала на английском языке из других областей знаний, в том числе из зарубежных источников. Не стоит недооценивать интегрированные курсы или циклы интегрированных уроков, позволяющих реализовать коммуникативные и социокультурные возможности. Одним из средств развития способностей к иностранным языкам является участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других формах внеурочной деятельности. В настоящий момент одарённые дети могут участвовать в очных, заочных, дистанционных мероприятиях. Виды заданий разнообразны и интересны, поддерживают положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка у одарённых детей, тем самым позволяют раскрыть их лингвистические таланты. Своеобразной формой оценивания талантов становится портфолио, в котором собрана информация о исходных характеристиках детей, их развитии и достижениях. Дети под руководством учителя активно участвуют в формировании своего портфолио, анализируют свои показатели в развитии основных языковых компетенций, учатся принимать решения. Информация, которая находится под пристальным вниманием одарённого ребёнка, учителя, родителя, «должна помочь самопониманию учащихся».
Учителя английского языка нашей школы уделяют большое внимание работе с детьми с высокой познавательной мотивацией. Успешность работы с одаренными детьми зависит от умения учителя дифференцированно подойти к каждому и помочь в их продвижении в интеллектуальном развитии. Широкое применение на уроках нашли информационные технологии: электронные учебники, электронные презентации, которые готовит не только учитель, но и учащиеся, используя Интернет-ресурсы.
Одарённый ребёнок в классе — это ценный дар и огромная ответственность, он потребует от учителя мобилизации всех его педагогических и человеческих качеств, чёткой организации работы и креативного подхода к ситуации. Одарённый ребёнок ждёт особого педагогического подхода, постоянного активного поиска, только в этом случае этот творческий интеллектуал, часто застенчивый и ярко выраженный индивидуалист, сможет успешно раскрыть свой потенциал к изучению иностранных языков.
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.
В современной школе работа с одаренными детьми – это неограниченное поле деятельности. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию талантов. Способности и талант – это понятие индивидуальное. Обычно относят к одаренным детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности, и детей с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.
Английский язык, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя.
В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.
Для этого я использую следующие формы работы:
В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:
– проблемно-развивающее обучение,
– работа в малых группах,
– проектно-исследовательская деятельность,
– игровые технологии,
– информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации),
– задания творческого и нестандартного характера.
Очень важно на уроках развивать еще и творческие способности. Развить творческие способности обучающихся мне помогают следующие виды деятельности:
1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придает учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.
2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке: включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.
3. Использование творческих заданий, например, составить комикс, придумать загадку; составить кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; quiz по заданной теме.
4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; форумы, праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Поэтому немаловажно отметить такое понятие, как «самообразование».
Одним из важнейших результатов в работе с одаренными детьми являются: умение объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений. Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знанием, в этом случае слово синонимично «самообучению». Во-вторых, мы понимаем самообразование в более широком смысле как образование себя, то есть созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову «самосозидание».
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными.
1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие.
2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
3. Профессиональный уровень учителя, работающего в школе, предполагает виртуозное владение целым набором предметных методик, реализующих деятельностно-компетентностный подход к обучению.
4. Сверхзадачей педагогов в школьном образовании не является подготовка профессионалов или специалистов. Наша главная цель работы – воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Ведь конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему.