Попробую предсказать, опираясь на правдоподобные психологические размышлизмы.
1-й правдоподобный размышлизм, что, если одно произведение прикладного искусства (т.е. рождённое замыслом сознания) придумано в декадентском духе, то мыслимо следующее задумать в том же духе на материале, здорово противоположном декадентству. По принципу «из упрямства».
Кифера я имею за декадента (см. тут). Верно или неверно – вопрос другой. Предположим, что верно.
На что в искусстве Кифер мог иметь большой зуб как на провокационно оптимистическое искусство? – Предположим, что на футуризм. Общий идеал этого идеостиля – Прогресс, вызывающий собою естественный оптимизм. Провокационность идеостиля – в подсознании: Прогресс не бывает без болезненных недостатков. Поэтому, чтоб Прогресс выражать оптимистично, надо как бы до боли закусить губу при воспевании (очень корёжить натуру).
2-й правдоподобный размышлизм.
Самым большим искусником в футуризме был Хлебников. – Естественно Киферу взять что-то у него и перевыразить с оптимизма (преобладания Добра над Злом в ребячьем, простом или историческом будущем, как у футуристов) в безразличие к тому, что Зло победило Добро.
«В основе хлебниковского цикла Кифера - идея поэта о том, что исторические события, в частности, роковые морские сражения [в книге Хлебникова «Битвы 1915–1917 гг. Новое учение о войне»], влияющие на весь ход истории, происходят с определенным временным интервалом, постоянно повторяясь. А именно - через 317 лет» (https://spbvedomosti.ru/news/culture/ya_nbsp_spisok_korabley_prochel_do_nbsp_serediny_/).
Например:
Ǥ 4.
317·7 = 2219.
449 Двойная победа Кимона при Саламине. Господство греков в Средиземном море; в восточной части.
/
1770 Чесма. Господство русских в Черном море» (https://sv-scena.ru/Buki/Tom-6-1-Statjji-Uchyenyye-trudy-Vozzvaniya.38.html).
Натяжка: 449 г. до н.э. – конец Греко-Песидских войн. Собственно битва при Саламине была в 480 г. до н.э.
У науки (которую можно ассоцировать с прогрессом) действительно есть недостаток: трудность её понимания. Но у неё есть и достоинство – соответствие её действительности. Хлебников был поражён истинностью теории относительности Эйнштейна, в которой он разбирался чуть не единственный в России, и трудностью её понимания. И его занесло в наукоподобие в других сферах жизни.
Вот, скажем, сегодня 2024 год. Украина вторглась в Россию и будет через неделю-другую из России изгнана. 2024 – 371 = 1707. Испания выслала в папскую область всех иезуитов. Если вы футурист, т.е. накачали себя (аж до нереагирования на натяжки) на оптимизм познаваемости, то нате!.. И можно сделать далёкий вывод, что Добро (некий аналог познаваемости) над Злом преобладает.
Как можно Киферу произведением изобразительного искусства над таким самовнушением поиздеваться? (Я, пожалуй, поторопился с названием статьи…)
Что там – в цикле?
«На выставке [«Кифер – Хлебникову»] практически нет работ, на которых можно увидеть людей. Все пейзажи – почти каждая картина это пейзаж – представляют собой какой-то ландшафт после катастрофы, после Апокалипсиса» (https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%80+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB&search_source=dzen_desktop_safe&src=suggest_Pers&lr=213).
Но после Апокалипсиса в христианстве наступает новая жизнь, бестелесная для прощённых душ. Так что слово «Апокалипсис» применено зря.
Добро побеждено Злом.
«…сами корабли в этих работах давно сели на мель, затонули - погрязли в пучине жирной, практически барельефной живописи» (https://dzen.ru/a/XxAOldjBEHF5hG8P).
И т.д. Всего 30 штук.
Мне смешно было слушать российское видео, где изгалялись в пух и прах, стараясь представить этого декадента оптимистом. После катастрофы-де начинается новая жизнь…
Честность Киры Долининой, от которой я узнал про этого Кифера, сдаётся перед необходимость хвалить:
«Хлебниковский цикл Кифера – это пейзажи. Это то время года, когда все лысо и печально, деревья переполнены водой, создавая особую черную вязь из веток, дороги больше канавы, чем нечто, пригодное для передвижения, поля голы, а птицы голодны. Так бывает ранней весной и поздней осенью, Кифер выбирает второе: кое-где еще остались сухие желтые листья. Мое описание сознательно отсылает читателя к классическому русскому пейзажу второй половины XIX века, когда такие вот канавы писал Левитан, и среднерусская тоска надолго завоевала отечественные сердца. Однако ассоциативный ряд из русской культуры (а имя Хлебникова в названии выставки дает нам право смело играть на этом поле) логичнее было бы продолжить вглубь (такую безнадежную влажность навсегда разбитых дорог до Левитана писал «гениальный мальчик» Федор Васильев) и ближе к нам (в этих пейзажах и Блок, и Первая со Второй мировые войны, и «пыль да туман»). Киферовским пейзажам не мешает оставаться пейзажами ни текст в картине (часто названия и даже входящие в них математические расчеты написаны прямо маслом по маслу), ни «скульптурные» вкрапления (так, например, открытая книга, частый образ у Кифера, парит над заводью в картине «Дух над водою»; или ржавая кровать с порванной сеткой, ощерившейся похуже колючей проволоки, в многометровой композиции «Без названия»). И уж точно ничто не мешает работам Кифера оставаться чистой живописью – сколько бы килограммов свинца, шеллака, металла, дерева и даже «продукта электролиза» не было бы вмазано в краску. Почти доходящая до вожделенной ранними авангардистами трехмерности, эта живопись верна себе» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=92).
Врёт она про Левитана. Тот не декадент (Зло побеждает Добро, ну и хорошо), тот ницшеанец (над Добром и Злом). Врёт и про Ф. Васильева. Тот настоящий реалист: провидел, что хождение в народ кончится ничем.
Я б Кифера тоже похвалил: внятно так доводит замысел сознания декадента, что Зло – всесильно, и надо к этому относиться спокойно.
Но я не люблю хвалить то, что не рождено подсознательным идеалом.
Жутковато смотреть на последние проявления западной цивилизации: готовит население к приятию идеи, что человечество надо сократить. Эпидемиями рукотворными, или гендерной политикой, но – сократить. – Ах до формалистского некорёжения натуры Кифер вот доходит, как передвижники в 19 веке, лишь бы было доходчиво массам (грязь и болото не есть натурокорёжение, оно есть натуралистичное исполнение грязи и болота).
6 сентября 2024 г.