Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Стройку Рижской петли Rail Baltica заморозят: денег на "хотелки" нет

Оглавление

Парламентская комиссия нашла виновных в росте затрат на проект и теперь "рубит хвосты"

Рекламный флаг Rail Baltica © Sputnik
Рекламный флаг Rail Baltica © Sputnik
"Строительство участка ж/д магистрали от Рижского вокзала до Рижского аэропорта будет заможено", - сообщил глава комиссии Сейма по расследованию ситуации вокруг Rail Baltica, представляя доклад по итогам работы комиссии.

По его словам, так называемая Рижская петля стала самой большой проблемой проекта.

Большая рижская проблема

"Правительство под руководством Лаймдоты Страуюмы безответственно решило включить Рижский вокзал и филиал Рижского аэропорта в проект Rail Baltica исключительно на основании отчета, представленного министром сообщения Анрийсом Матисом 14 февраля 2015 года. Таким образом, обязательства на сумму 1,96 млрд евро были приняты без финансирования, без оценки выгод и затрат этой ветки маршрута, без учета возможных других вариантов и национального исследовательского процесса", - сказано в отчете комиссии.

Как должна пройти панбалтийская ж/д магистраль © Rail Baltica
Как должна пройти панбалтийская ж/д магистраль © Rail Baltica

Кулбергс пояснил, что Брюссель финансирует только строительство основной магистрали, а создание участка трассы до Риги и Рижского аэропорта - это исключительно местная инициатива и оплачиваться она должна из госбюджета. В бюджете Латвии таких средств нет, поэтому строительство желанного участка "откладывается на неопределенный срок".

"Долгоиграющий" панбалтийский проект 870-километровой железнодорожной магистрали от Таллина до литовско-польской границы с начала строительства подорожал почти в 5 раз - с 3,6 млрд до 15,3 млрд евро.

Доля ЕС в финансировании проекта достигала 85%. В начале года в Еврокомиссии дали четко понять, что все расходы на любые отступления от плана будут оплачивать сами авторы инициатив. В июне об этом еще раз четко заявила Катрин Траутман, координатор Северо-Балтийского коридора Ziemeļjūras-Baltijas TEN-T (куда входит и Rail Baltica) Генерального директората мобильности и транспорта Еврокомиссии.

Позиция Траутман однозначна - "хотелки" Латвии никто оплачивать не будет © globalrailwayreview
Позиция Траутман однозначна - "хотелки" Латвии никто оплачивать не будет © globalrailwayreview
"Сначала предстоит возвести главную трассу от морского побережья Эстонии - через все три страны Балтии - к границе Литвы и Польши", - подчеркнула тогда топ-менеджер.

Теперь Минсообщения Латвии скорректировало план строительства Rail Baltica. Предполагается, что скоростные поезда будут делать остановку в Саласпилсе, а оттуда до Риги и до аэропорта можно будет добраться с пересадкой на обычную электричку (по старой колее).

Нереальные сроки

Кулбергс также указал, что комиссия убедилась в том, что сроки, обозначенные при начале строительства Rail Baltica, - "нереальны".

Кулбергс подвел невеселые итоги строительства Rail Baltica © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Кулбергс подвел невеселые итоги строительства Rail Baltica © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns

"До сих пор нет даже проекта... Не может идти речь ни о 2030 годе (перенесенной дате начала работы RB - ред.), ни даже о 2035-м", - уверен депутат.

Сядут все?

Подводя итоги парламентского расследования, Кулбергс заявил, что Сейм нашел виновных в необоснованных действиях в ходе реализации проекта.

"Их много, и теперь дело за прокуратурой. Ей предстоит большая работа", - заявил депутат.

Еще по теме:

Rail Baltica незаметно переходит на российскую колею >>

Почему ЕС больше не даст Латвии денег на Rail Baltica >>

Как НАТО попала под поезд: запуск Rail Baltica отложили >>