Найти тему

Как туристы и профи приходят в яхтинг

Продолжение интервью с Марией Подтяжкиной,в прошлом менеджером Центра арктического туризма "Грумант" на Шпицбергене и руководителем управления морского каякинга на Шпицбергене. Читайте начало - Часть 1, Часть 2.

Надежда Макатрова: Мария, как ты относишься к развитию туров, которые тоже называются каякинг-туры, скажем, по каналам Санкт-Петербурга или в центре Калининграда? Одно время я видела много подобной рекламы. Хотя, возможно, это не каяки, а байдарки.

Мария Подтяжкина: Да, я видела их рекламу, и это действительно каяки. Для меня философия каякинга – это максимум про природу и минимум про техноген, поэтому я лично небольшой поклонник ходить по каналам и рекам внутри больших городов. Мне кажется, что там очень сложно погрузиться в ощущение созерцания.

Мария Подтяжкина
Мария Подтяжкина

Возможно, у меня такое ощущение, потому что у меня был другой опыт, я уже знаю, как это – ходить по морю. Мне кажется, походы в больших городах могут казаться монотонными и пресными, потому что большие города требуют больших скоростей. Есть стереотип восприятия: раз это город, хочется как-то быстро по нему пролететь, например, на гидроцикле по каналу имени Москвы. А вот каяк — это как-то медленно и скучно, ты идешь потихоньку, а вокруг ничего особо не меняется. Я просто не поклонник городской атмосферы и вообще не люблю города-человейники в принципе, но иметь такую возможность потренироваться и переключить свою голову – это лучше, чем не иметь ничего. Вполне можно выскочить на выходные. Я сама рассматривала вариант поездки в Питер и Кронштадт потренироваться, потому что на Сахалин я поехать не могла, это дорого, и у меня не было своей экипировки. Каяк мне друзья готовы были дать, а костюма не было. Поэтому поездка на выходные в Питер на каякинг – почему бы и нет.

Надежда Макатрова: Сейчас у нас в России очень бурно развивается сегмент загородных отелей, баз отдыха, кемпингов и глэмпингов, которые начинают предлагать гостям в т.ч. и услуги проката каяков и даже какие-то короткие сплавы на каяках и байдарках. На твой взгляд, на что стоит обращать внимание при закупке снаряжения такими объектами? Есть смысл сразу закупать, условно, 10 каяков или лучше начать с двух-трех? Какой стратегии ты бы рекомендовала придерживаться?

Мария Подтяжкина: Стратегия простая: на маленьких группах ты не отобьешь затраты. Снаряжение будет окупаться очень долго, потому что оно дорогое. Маленькие группы не позволят сделать это в нормальные сроки. Для гидов всегда закупаются одноместные каяки, потому что им важна маневренность, возможность быстро прийти на помощь, поэтому нужно, как минимум, 2-3 одноместных каяка для гидов. А туристам нужны двухместные устойчивые каяки. У нас было 4 двухместных каяка, т.е. это 8 человек, плюс еще несколько одноместных для людей, у которых уровень адреналина выше среднего. Есть такие туристы, которым хочется сразу же иметь возможность все попробовать самому, и если они перевернутся, то им даже будет интереснее. Получается уже немаленький парк плавсредств. Много каяков сразу не нужно, потому что тебе потребуются гиды и их заменяемость. Каяки, если их правильно эксплуатировать и бережно к ним относиться, служат долго. Их можно ремонтировать и заклеивать. Что касается всего остального, то нужно мониторить своего клиента.

Снаряжение дорогое, оно как правило, не российского производства, будут сложности с логистикой и с затратами на нее. Экипировку лучше закупать сразу и побольше, нужно ведь обеспечить размерную линейку. Для этого вы должны понимать, сколько у вас будет девочек размера XS и мальчиков с размером XXL или XXXL. Основные ходовые размеры - S, М, L – не надо делить на мужские и женские. Мужской S или M нормально подойдет девушкам или женщинам. Да, он будет чуть больше, чем нужно, но поскольку во время надевания костюм подгоняется, и из него уходит воздух, то в нем будет комфортно и женщинам тоже. Тем более, что в нем не придется много ходить, а в основном нужно сидеть. Ходовых размеров должно быть много, а самых маленьких и самых больших – мало. Нужно понимать, что если у вас турист с размером XXL, то его вес порядка 100-120 кг, или у него большой рост, и с такими габаритами сидеть в каяке будет некомфортно. Ты же в лодке не на стуле сидишь, а на пятой точке с вытянутыми вперед ногами. Если у человека заметный живот и вдобавок ограниченное пространство, то ему будет неудобно.

С неопреновыми ботинками проще. В свое время в Декатлоне можно было найти неплохое качество по недорогой цене. То же касается неопреновых перчаток. Это вообще расходный материал, поэтому нет смысла убиваться в поисках идеального варианта. Словом, надо просто грамотно оценить свою целевую аудиторию, чтобы понимать, какие размеры нужны. И лучше пусть будет велико, чем мало. Если ты упадешь в воду, вода внутрь все равно не попадет. Еще раз повторюсь, что помимо снаряжения очень важно проработать техники безопасности и алгоритмы реагирования в случае возникновения ЧС. Все это должно быть прописано и отработано до того, как в лодку сядет первый турист. Я недавно проходила курсы по безопасности яхтенного туризма и еще раз убедилась в важности такой подготовки. Мы на Шпицбергене не успели в полной мере все вкусить с нашими гидами, потому что к моменту, когда все было готово, маршруты разработаны, и приехала вся экипировка нужных размеров, мы закрылись на пандемию. Но ничего, все восстановится. Главное – людей не растерять за время простоев.

Надежда Макатрова: А чем занимать людей, если сезон короткий?

Мария Подтяжкина: Я приведу пример со снегоходными турами. У нас на Шпицбергене сезон начинался в середине февраля, а в декабре гиды приезжали готовиться к сезону. Они занимались краеведческой информацией и технической стороной работы со снегоходами, нюансами их обслуживания, а еще неделю и менеджеры, и гиды работали с 10 до 19, обучаясь в школе первой помощи красного креста, которая к нам приезжала. Мы не могли в эту неделю выполнять свою работу, потому то были целиком заняты подготовкой к сезону в плане безопасности. Сначала мы изучали теорию, нам читали лекции, а потом мы отрабатывали игровые ситуации. Сначала ты прорабатываешь алгоритм в своей голове, проговариваешь его, а потом тебя ставят в игровую, но реальную ситуацию, и ты, не зная легенды, на месте пытаешься принять решение. Вот тогда начинаются ошибки, и их проработка внутри в рамках обучения формирует алгоритм действий на будущее. Мой опыт и в каякинге, и в яхтинге говорит о том, что для безопасности нужно повторение, повторение и повторение. И лучше не просто теорию послушать, а проделать все руками-ногами. Взять, к примеру, кусок мяса и на нем тренировать уколы или отработать реальную ситуацию, когда тебе надо позвонить по спутниковому телефону. Надо забить себе все телефоны экстренных служб, проработать, что ты говоришь менеджеру, когда ему звонишь с маршрута, если нужна экстренная помощь, или если экстренная помощь не нужна, но нужно сообщить о какой-то ситуации. Мы пришли к тому, что разговор с менеджером должен начинаться словами «Все хорошо», если действительно все хорошо, и не требуется вызов вертолета, потому что звонок со спутникового телефона означает потенциальную чрезвычайную ситуацию.

Надежда Макатрова: Давай поговорим про яхтинг. Я знаю, что на текущий момент ты работаешь в этой сфере. Можешь кратко описать сегодняшний рынок яхтенного туризма в России? Мне кажется, есть стереотип, что яхты — это развлечение для очень богатых людей, а простым смертным в эту сторону даже смотреть не стоит. Это так или нет?

Мария Подтяжкина: На самом деле, нет. Оказалось, что яхтинг – это не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Мое знакомство с яхтингом началось с того, что моя знакомая получила права шкипера. Эти права дают возможность взять лодку в аренду в Турции, в Хорватии, Греции и во многих популярных регионах Европы, кроме России, и самостоятельно ею управлять в хорошую погоду и не в ночное время. У этой девушки была большая семья, и ей выгоднее было выезжать с тремя детьми в ее любимую Грецию и жить на лодке, чем оплачивать отдых в каком-нибудь 5-звездочном отеле Турции. На лодке у тебя, по сути, небольшой дом, где есть все удобства: и душ, и гальюн, и место, где ты готовишь еду, и рядом море. Ты причаливаешь, где хочешь, закупаешься едой или идешь в ресторан и перемещаешься так, как тебе интересно. Вдобавок у тебя есть красивые фотографии с бокалами шампанского на закате на носу судна. И стоимость за это все меньше, а возможностей для отдыха больше. Все это начало развиваться очень активно в последние годы, в т.ч. и в России. Появилось много школ, которые учат яхтингу с прицелом именно на это: путешествовать по миру, брать напрокат лодки, чтобы и самому смотреть мир, и возить других людей или корпоративы и не привязываться к одной точке на карте. Это действительно недорого - 2000-евро за чартер лодки за неделю. В общем, меня эта история заинтересовала.

Надежда Макатрова: У нас в России тоже развит такой прокат?

Мария Подтяжкина: Затрудняюсь сказать. Знаю, что такая возможность есть на Байкале, наверняка, есть в Севастополе и где-то еще, но не уверена, что есть большой выбор, чтобы найти что-то приличное по хорошей цене. Просто Турция, Хорватия и Греция – это мировые лидеры в этой индустрии. Там огромный выбор лодок с разным количеством кают и планировок по адекватным ценам и с отработанной системой депозитов. Если с лодкой что-то случается, и она получила повреждения по вине арендатора, то вступает в действие механизм депозита, который отточен за многие годы для множества ситуаций «что, если». У нас в России я с этим не сталкивалась.

Надежда Макатрова: На рынке много компаний, которые предлагают сборные яхтенные туры людям, которые сами не умеют управлять лодкой, но хотят попробовать?

Мария Подтяжкина: Немного. Все, что касается яхтенного туризма, пока не очень развито. На сегодняшний день основной упор сделан на обучении управлению яхтами, но есть варианты присоединиться к какому-то экипажу. Для этого опыт, как правило, не требуется, и таких школ много. Они набирают сборные экипажи на регаты, и ты можешь присоединиться к какому-то экипажу. Бывает, что команда делает пробные выезды, чтобы познакомиться, или шкиперы, которые только что получили права, тренируются и отрабатывают навыки, и им нужны люди в команду. Стоит это примерно 1200-1400 евро, т.е. это не заоблачные денег, а вполне доступно по цене.

Надежда Макатрова: Интересно, почему все-таки мало компаний, организующих именно сборные туры на яхтах? Новое направление, в которое пока не очень верят? Я знаю компанию «Сила ветра», а больше никого сходу не могу назвать.

Мария Подтяжкина: Есть еще «Парусная академия». Из-за пандемии ребята начали активно развивать яхтинг в России. На самом деле, направление широко известно, но в узких кругах. Это в любом случае не массовое направление, потому что большинство туристов предпочтет очутиться в отеле на пляже, а не на лодке. И плюс у нас все-таки не морская страна, не про морские путешествия. У нас много морей, но большинство из них суровые, кроме Черного. Тихий океан, Северный Ледовитый океан – это на любителя.

Надежда Макатрова: А реки?

Мария Подтяжкина: Можно, конечно, и по речке, но яхтсменам на реках скучновато. Хотя мы перегоняли яхту из Питера до Нарьян-Мара через Карелию, Онегу, Ладогу и Беломоро-Балтийский канал с его 19 шлюзами, 12 из которых двухкамерные, и природа там фантастически красивая! Но инфраструктура не готова. Мы зашли в Мандроги, и я просто плакала огромными слезами из-за того, что отстроили целую туристическую деревню, мы пришли на яхте в несезон, и нас никто толком не обслужил. Да, нас было всего 8 человек, но все равно грустно. А цену на баню нам объявили такую, что я вообще не поверила сначала, что в России бывают такие цены.

Сейчас для развития яхтинга нет причалов, нет сопутствующих услуг. Что нужно яхтсмену? Причал, где можно комфортно и безопасно встать на ночевку, нужно поесть в ресторане, зарядить батареи электричеством, залить воду, возможно, заправиться бензином и получить какие-то развлечения, т.е. чтобы было чем заняться во время стоянки. Ночуют они у себя в лодках, размещение им не нужно. В яхтинге не принято ночевать в отелях, поскольку ты берешь лодку в качестве своего временного дома.

Все труднодоступные места, например, Новая Земля или Земля Франца-Иосифа стали доступны для посещения, и потихоньку эти направления развиваются. Например, мы 2021 год отработали в нашей школе при полной загрузке, и уже в конце года была продана половина мест в экспедиции на 2022 год на Новую Землю, хотя обычно для российского рынка такая глубина продаж не характерна.

Надежда Макатрова: Расскажи поподробнее про эти экспедиции. Что именно Вы продаете?

Мария Подтяжкина: Да, речь идет об экспедициях. Мировой рынок яхтенного туризма в основном представлен небольшими экспедиционными лодками типа «Петр I», у компании «Паганель Студио» есть две симпатичные яхты. Есть экспедиции в полярные регионы Европы и перегоны на Канары, Карибы, в Бразилию, Аргентину и вплоть до Антарктиды. Есть еще шхуны, но их в России мало. Были огромные барки «Крузенштерн», «Седов», «Паллада», но на них путешествует отдельная каста людей – фанаты этих огромных парусников, которым интересны только они. Потихоньку появляются лодки и экспедиции на Дальний Восток, в Мурманскую области, на Землю Франца-Иосифа, на Новую Землю. Интересен северный морской путь и Антарктида, как вишенка на всех тортах.

Компания, в которой я сейчас работаю, не просто делает туристические программы, а является образовательным центром. В ходе экспедиции туристы становятся членами экипажа и практикантами, то есть это не просто экспедиции, где участники – туристы. Они участвуют в судоводительских и хозяйственных вахтах, на парусном аврале с веревками и такелажами. С ними рядом работают опытные капитаны-наставники с того же «Крузенштерна» или «Седова», боцманы и капитаны первого ранга. И эти люди, которые прошли очень-очень много морских миль, рассказывают, как работают паруса, как работает большой парусник, как им управлять. В результате ты полностью погружаешься в этот процесс. Это не туризм в чистом виде, а получение новых навыков и знаний. Как правило, на третий день любой человек, пришедший на корабль, начинает понимать, как устроена жизнь на корабле, как называются снасти, как называется та или иная веревка. В Европе есть такой термин competent crew, т.е. компетентный экипаж. И вот таким образом люди погружаются в процесс и глубже знакомятся с экспедиционной кухней. На мой взгляд, с таких поездок очень хорошо начинать свой путь в яхтинг.

Ты не сам берешь лодку и учишься на судоводителя, а начинаешь в команде на большом, хорошем, красивом и комфортном паруснике, а не на маленькой лодочке. Экипаж – 17-20 человек и длина метров 40. Ты идешь и смотришь красивые труднодоступные места и заодно знакомишься с этой судовой атмосферой. У тебя много теории, нужно запомнить очень много новых терминов, и это бывает непросто, особенно девочкам, когда привычные для тебя вещи называются совсем другими именами. Мозг поначалу взрывается, а к концу экспедиции оказывается, что ты по-другому уже и не можешь думать.

Надежда Макатрова: В конце экспедиции бывает зачет или аттестация для таких новичков?

Мария Подтяжкина: Нет, это никак не сертифицируется, и никаких зачетов нет. Просто ты член экипажа, а не просто пассажир, у тебя есть график и вахты, в т.ч. может быть ночная вахта, может потребоваться бросить якорь или пришвартоваться, и ты все это осваиваешь.

Мария Подтяжкина: Почему ты решила так серьезно этим заняться? Зная тебя, сомневаюсь, что из экономических соображений. Это продолжение твоей любви к морю?

Мария Подтяжкина: Да, у меня все началось с моря. Сначала я училась с ним разговаривать и училась его чувствовать. Каяк дал мне тактильное восприятие, а парус стал логичным продолжением каяка. Когда я хожу на яхтах, я до сих пор очень скучаю по каяку, потому что большего погружения в морскую стихию трудно придумать, разве что фридайвинг погружает больше. На Шпицберген приходило много яхт, мы их швартовали и обслуживали, но почему-то я тогда не задумывалась о яхтинге, это было для меня что-то совершенно незнакомое и непонятное. И когда я попала на яхту в процессе обучения, а это было на Канарах, я очень удивлялась, почему я не пришла к этому раньше. Ведь яхта – это действительно твой дом в море, который может оказаться где угодно. Добавлю, что с Канар стартует очень много кругосветок, и вообще там очень много самопальных лодочек с бабушками и дедушками, которые сдают в аренду свои квартиры в Европе и на эти деньги живут на лодках. Трогательно наблюдать, как у бабушки какой-то цветочек привязан на проволоке к этой лодочке, как в домах на балконах. Она накрывает своему дедушке завтрак на палубе, дедушка переодевает один жилет на другой и вешает банер «Мы идем в море просить прощения у дельфинов» и т.п.

Кто-то путешествует за летом. В одном месте лето кончается, люди перемещаются в другое место. Если похода хорошая, они в море, если плохая – стоят в марине. Поесть всегда можно в ресторанчиках, все удобства у тебя есть, и люди так живут. Я помню, что когда я это увидела, у меня был полный восторг от осознания настоящей свободы. Я вообще люблю море, люблю как стихию и не могу жить без моря. Мне без него некомфортно. Оказалось, что можно жить все время на море, но при этом в комфорте и не спать в палатке под дождем, мыться в душе, готовить еду на нормальной плите, но из окна все время видеть море и передвигаться в любом направлении. Это же огромные возможности!

Надежда Макатрова: В общем, ты восхитилась и решила погрузиться в эту деятельность?

Мария Подтяжкина: Не совсем так. Просто если мне что-то нравится, я хочу узнать об этом как можно больше. Я начинаю читать книги, ходить на какие-то лекции, слушать курсы, осваивать теоретические основы. Вообще я шкиперские права получила только благодаря пандемии, и спасибо ей огромное за это. Дело в том, что до пандемии все российские школы яхтинга были оффлайновые, т.е. мне потребовалось бы взять полтора месяца отпуска, осесть в Москве и ходить на эти курсы. А в моем графике работы и жизни это было невозможно. И вот из-за пандемии обучение переходит в онлайн, и у меня появляется возможность прослушать целых 3 курса, погрузиться в сложную терминологию.

Потом я обратилась к своей знакомой, которой я доверяю и которая преподает морские премудрости именно для девочек, т.е. с учетом особенностей нашего женского восприятия сложных технических вещей. Мы прошли с ней теоретический курс и потом чудом удалось попасть на практический курс. Я поехала вместе с сыном, и пока он дистанционно делал уроки, я училась швартоваться, отрабатывать ситуацию человек за бортом и т.д. А дальше пошло: одну категорию получила, надо идти на вторую, но у меня не хватало миль. Ладно, я теорию послушаю в формате вебинаров, узнаю, что там с приливно-отливной навигацией и с ограничительными пеленгами и т.д. Когда закончилась моя история со Шпицбергеном, я случайно попала на перегон судна Петр I из Санкт-Петербурга в Нарьян-Мар, а потом меня взяли в состав экипажа, и я все лето проработала на Новой Земле, на родном для меня Северном-Ледовитом океане, где мне все понятно. Море само меня ведет.

Надежда Макатрова: Если бы у тебя были любые возможности и ресурсы, какой бы ты проект сделала в туризме?

Мария Подтяжкина: Я бы продолжала заниматься северными регионами и морем. У меня есть большая мечта – прийти на Шпицберген по морю с материка. Интересно было бы работать с Исландией, Гренландией, Фарерскими островами, Чукоткой, Дальним Востоком, Шантарами. И в Антарктиду сходить, конечно, тоже.

Надежда Макатрова: Ты сейчас говоришь про яхтинг?

Мария Подтяжкина: Не только. Скорее, нужно что-то на стыке. Ведь каякерские большие экспедиции делаются при поддержке круизных кораблей и яхт. На больших круизных кораблях с тысячей пассажиров обычно есть дополнительная опция – каякинг, так что одно с другим хорошо сочетается.

Начало интервью - Часть 1, Часть 2.