(Иер. 50; 51)
Главы 50 и 51 книги Иеремии вместе содержат 110 стихов, но при этом весь данный раздел составляет единое целое. Вавилон прямо или косвенно был важной темой всей пророческой деятельности Иеремии (1:14-16; 20:4; 21:2; 24:1; 25:1). Поэтому не следует удивляться, что Божьему суду над Вавилоном он уделяет столь пристальное внимание.
Слова пророчества были написаны и возвещены в четвертый год царствования Седекии, когда тот отправился в Вавилон (51:59). Иудея уже была завоевана Навуходоносором, который находился на пике своего успеха в созидании и укреплении империи. Другим народам еще только предстояло быть завоеванными Навуходоносором, но у него уже была власть и слава. Даже Бог был с ним в его завоеваниях (27:1-8). В главах 50 и 51 Иеремия, находясь в стране, которая уже покорилась императору, открыто заявляет о падении этого величайшего на тот момент правителя и его армии. Пророк возвещает грядущее завоевание завоевателя! Иеремия избрал своим глашатаем Сераию, который переправил свиток с пророчеством в Вавилон и зачитал его вслух (51:61). Это было действительно взрывоопасное сообщение! Как часто случается, сила Бога проявлялась в слабости.
Необычное послание Иеремии показало, что он работает на Бога, а не на Вавилон (см. 37:6-15). Если бы он говорил не от имени Бога, то его слова были бы глупыми. Он одновременно выступал против своего собственного народа (который хотел убить его) и победоносной завоевательной армии Вавилона. Ни его весть, ни обстановка на тот момент не могли снискать ему дружеского отношения ни с той, ни с другой стороны. Ему приходилось полагаться только на Бога! Бесстрашный пророк мог искать защиты только на небесах, ибо он предрек наказание народам земли, включая империю, которая завоевала мир (25:29-33).
Какое наказание провозглашалось Вавилону? Как Вавилон жестоко обращался с другими, точно такое жестокое наказание ждало и Вавилон. Разрушение Вавилона является ярким подтверждением божественного принципа, выраженного в Гал. 6:7, 8 (что посеешь, то и пожнешь).
Почему Вавилону было назначено наказание? Конкретные грехи и насилия Вавилона можно найти в этих двух главах. Все, что Бог делал в отношении Вавилона, было оправдано. Хотя Вавилон и Навуходоносор и действовали как рабы Божьи (25:9; 27:6-8; 43:10-13; Ис. 13:1-6; 44:26-28), когда наказывали другие народы, вавилоняне сами погрязли во зле, которое требовало расплаты. Иеремия подтверждает это следующими высказываниями:
1. “Ибо он согрешил против Господа” (50:14). Это доказывает, что Бог сделал народы ответственными перед Ним иначе, чем в завете, который Он заключил с Израилем.
2. “Ты найден и схвачен, потому что восстал против Господа” (50:24). Термин “восстал” говорит о чувствах Бога и о противодействии Вавилона.
3. “Он вознёсся против Господа” (50:29; см. ст. 31, 32; 13:15). Когда творение так отвечает Творцу, оно повинно в губительном гуманизме.
4. “Это земля истуканов, и они обезумеют от идольских страшилищ” (50:38; см. 51:17, 18, 44, 47, 52). Вавилон с пышностью и великолепием воздавал лжебогам почести и славу
5. “Врачевали мы Вавилон, но не исцелился” (51:9; см. 50:24). Люди противились Богу, Господь милостив, но человеческое упрямство может противиться Его благости.
6. “Пришёл конец твой, мера жадности твоей!” (51:13). Алчность и эгоизм Вавилона обратили завоевание в “жадность” (евр. бетса). Хотя Бог знал, что те, кого завоевал Вавилон, заслуживали наказания за свои греховные пути, их вина не оправдывала жадный грабеж Вавилона.
7. “И воздам Вавилону... за всё то зло, какое они делали на Сионе” (51:24, 34, 35; 25:1214); “Как Вавилон повергал поражённых израильтян, так в Вавилоне будут повержены поражённые всей страны” (51:49). В главах 50 и 51 Иеремия постоянно обращается то к жестоким завоеваниям Вавилона, то к лучу надежды для Божьих людей. Злодейства Вавилона против Иудеи нужны были для того, чтобы привести Его народ к покаянию. Однако жестокость Вавилона (которую Бог использовал, чтобы пробудить хорошее в своем народе) Бог не одобрял. Бог был прав, вынося приговор Вавилону!
Когда должно было совершиться наказание? В 539 г. до н.э. Вавилон сдался без боя армии Кира, царя новой Мидо-Персидской империи. После нескольких осад город был полностью разрушен.
👉🏻 Уникальные экскурсии и туры по всему миру (Реклама. ООО «ЮТРЕВЕЛМИ». ИНН 5405021086)