«Он победил и время, и пространство…» - так называется выставка в Строгановском дворце в честь 225-летия поэта.
Это первая такая масштабная экспозиция Русского музея, посвященная Пушкину: свыше 400 произведений - скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искусство. Значительная часть работ находится в запасниках и выставляется редко.
О некоторых скульптурах и их авторах я расскажу в этой статье. Про другие экспонаты – чуть позже.
На выставке можно увидеть разнообразные скульптурные изображения Пушкина: прижизненные скульптурные его портреты (И.П. Витали), бюсты конца XIX – начала XX века (П.П. Трубецкой, Л.В. Шервуд, М.А. Чижов), очень интересные образцы скульптурного портрета поэта созданы для конкурса на памятник ему в 1937 году (С. Д. Лебедева, Б.Д. Королев).
Портрет А.С. Пушкина - Витали Иван Петрович (1794-1855)
1837 г., бюст, бронза, отлив: конец XIX в.
Скульптор итальянского происхождения Джованни (Иван Петрович) Витали родился, жил и работал в России.
3 мая 1836 года в Москве он познакомился с Пушкиным и попросил у него разрешения на создание скульптурного портрета. Однако поэт отказался. Уже после гибели Пушкина, в апреле 1837 г. в Москве по заказу близкого друга поэта Павла Воиновича Нащокина Витали вылепил бюст. Сначала создал гипсовый вариант, а позднее вариант в мраморе. На выставке представлена бронзовая отливка конца XIX в.
Многие современники отмечали правдивость образа поэта.
«Какой бюст у нас вылеплен! Как живой. Под надзором Нащокина делал Витали» (М.П.Погодин, историк, журналист).
Портрет А.С. Пушкина - Шервуд Леонид Владимирович (1871-1954)
1902 г., бюст, гипс окрашенный; отлив: 1938 г.
Леонид Владимирович Шервуд - русский и советский скульптор, один из основоположников скульптуры социалистического реализма.
Бюст Пушкина был сделан для читальни и театра рабочих за Невской заставой, где скульптор будучи студентом работал в качестве педагога.
«В Пушкине я видел пламя. В композиции бюста с развевающемся плащом я хотел передать пластическую стихию пламени и одновременно выразить бурный творческий размах поэтического гения Пушкина.» (автобиографическая книга «Путь скульптора», 1937 г.)
Проект памятника А.С. Пушкина (Ленинград) - Козлов Василий Васильевич (1887-1940); 1936 г., бронза
Советский скульптор, активно работал в рамках «Ленинианы»: памятники Ленину по проектам В. В. Козлова были установлены в 40 городах СССР, в том числе 5 памятников в Ленинграде/Петербурге. Самый известный - перед Смольным. (ещё памятники: Большой пр. В.О., 55; Красногвардейский пер., 23 - территория абразивного завода "Ильич"; проспект Обуховской Обороны, 120 - территория Обуховского завода; пятый я не смог найти)
В 1928 - 1940 гг. жил в доме П. В. Дашкова (Искусств пл., 5/Итальянская ул., 4), где располагалось знаменитое кабаре "Бродячая собака".
В 1936 г. в связи с подготовкой к столетней годовщине со дня смерти Пушкина было принято решение открыть в Ленинграде в 1937 г памятник поэту. В качестве места установки нового монумента рассматривалась Стрелка Васильевского острова. В 1937 г. ЦИК СССР включил в постановление «Об ознаменовании 100-летней годовщины со дня смерти величайшего русского поэта А. С. Пушкина» пункт о переименовании Биржевой площади в Пушкинскую площадь.
Место установки памятника, вызывали негативную реакцию ленинградской общественности.
В послевоенное время, когда работа по проектированию памятника была возобновлена, представители городской власти неоднократно направляли обращения в Москву о переносе места памятника Пушкину на площадь Лассаля (с 1940 г. площадь Искусств).
Проект памятника А.С. Пушкину (Ленинград) - Королев Борис Данилович (1884-1963); 1937 г., бронза
Советский скульптор-монументалист, стоял у истоков формирования советской скульптурной школы. Один из главных организаторов деятельности по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды.
Королёв считал проектируемый монумент активным «узловым» компонентом архитектурного ансамбля Стрелки. Сравнивая строки Пушкина из «Медного всадника» (1833) о Петре I и его стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» (1836), скульптор в описании проекта проводил аналогию между двумя монументами на берегах Невы.
А.С. Пушкин - Григорьев Анатолий Иванович (1903-1986)
1937 г., гипс патинированный
Дар Русскому музею от пасынка скульптура – Ю.А. Арендта
Советский коми-пермяцкий скульптор, Работал в области монументальной и декоративной скульптуры, портрета, в керамике, а также в области акварели и рисунка.
А.С. Пушкин - Лазарев Левон Константинович (1928-2004)
1972 г., чугун, основание – бетон
Российский скульптор и художник армянского происхождения. Работал в различных видах и жанрах искусства - станковой, монументальной, декоративно-парковой и мемориальной скульптуре, мелкой пластике.
Левон Константинович - автор установленных в Санкт-Петербурге памятников: Джакомо Кваренги (перед зданием Ассигнационного банка на Садовой ул.; 1967), Святославу Федорову (ул. Ярослава Гашека, 21; 2002), Андрею Сахарову (пл. Сахарова; 2003) и др.; мемориальных досок Аркадию Райкину, Фёдору Шаляпину и др.
Бюст очень неожиданный и поэтому очень интересный. Внимание точно привлекает.
Пушкин на диване - Фрих-Хар Исидор Григорьевич (1893-1978)
1936-1937, Конаковский фаянсовый завод им. М.И Калинина
Фаянс, роспись подглазурная, люстр, золочение
Советский скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства. На Конаковском фаянсовом заводе в 1928 году он основал художественную лабораторию, которой руководил до конца жизни.
Композиция создана на заводе к 100-летию со дня гибели поэта. В 1937 г. на Всемирной Парижской выставке Фрих-Хар получил за эту скульптуру золотую медаль. Поэт изображен в домашней обстановке, лежащий на любимом диване с высунутой из-под пледа голой ногой. Вольную трактовку сочли правдивой и естественной.
А.С. Пушкин - Пологова Аделаида (Алла) Германовна (1923-2008)
1990-е, бумага, дерево
Русский и советский скульптор. Работала в области монументально-декоративного искусства. Сочетала традиции народного искусства и элементами примитивизм, выявляя фактурные возможности различных материалов и их сочетаний.
У неё Пушкин показан без пафоса, без превращения в символ. Скульптура Пологовой из покрашенной бумаги сильно отличается от привычных монументов из долговечных материалов, таких как бронза. Перед нами франт с тросточкой в руке, любимец муз, предчувствующий свою раннюю кончину.
"Кружусь ли я в толпе мятежной, вкушая сладостный покой. Но мысль о смерти неизбежной всегда близка, всегда со мной". (А.С. Пушкин)
А.С. Пушкин (скульптура памятника в г. Тверь) - Комов Олег Константинович (1932-1994); 1937 г., чугун
Советский, российский скульптор, график. В основном работал в скульптуре малых форм. Лауреат Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1974) - за скульптурные работы, посвящённые А. С. Пушкину. Автор памятников Пушкину в Твери и Болдино, Суворову и Рублеву в Москве, Ярославу Мудрому в Ярославле, Дмитрию Донскому на Куликовом поле.
31 мая 1974 года в Твери в городском саду был открыт ещё один памятник Пушкину работы Комова по модели скульптуры, представленной на этой выставке.
Он получил название «Пушкин в дороге». Именно таким вот: в дорожном сюртуке, цилиндре, гуляющим по берегу Волги во время своей недолгой остановке в Твери и запомнил город Александра Сергеевича Пушкина.
Выставка открыта до 25 января 2025 г.
Место:
Государственный Русский музей, Строгановский дворец
Невский пр., д. 17
Метро: «Невский проспект» или «Адмиралтейская», далее пешком ок. 10 мин.
Стоимость: взрослые - 500 р.; дети, студенты, пенсионеры - 350 р.; дошкольники - бесплатно. Билеты можно купить на сайте.
Спасибо, что дочитали до конца, посмотрели фото и видео.
Буду благодарен за подписку, лайки и комментарии.
Это поможет мне в развитии канала.