История одного дома
В Керчи есть своя Греция, привлекающая многочисленных туристов. Особой популярностью пользуются древнегреческие городища: Пантикапей, Мирмекий, Нимфей. Много здесь и домов с элементами украшений в духе Эллады. Согласно опросам керчан, у которых журналисты интересовались мнением о внешнем облике города с 26-вековой историей, именно эта античная «изюминка» должна стать лицом Керчи.
Одно из самых романтических сооружений — с колоннами и греческими украшениями в виде завитков женских волос — здание картинной галереи по улице Театральной, бывшей Дворянской.
К слову, ул. Дворянская сформировалась в Керчи в 20-х годах XIX века и стала одной из самых представительных городских улиц. Её название — своего рода дань вкладу, который внесло дворянское сословие в облик и экономику населённого пункта. Это был центр Керчи у подножия горы Митридат, каковым остаётся и по сей день.
Сегодня картинная галерея — объект, входящий в состав Восточно-Крымского музея-заповедника, — средоточие культурной жизни города. С 1987 года это — основной выставочный зал музея-заповедника, который представляет изобразительное искусство Керчи, её культуру от античности до наших дней. Здесь экспонируются временные художественные выставки (персональные и коллективные) из фондов многих музеев Крыма и других регионов России. Особой популярностью у творческой интеллигенции города и любителей искусства пользуются тематические встречи в формате научно-просветительского мероприятия «Гостиная на Дворянской». В них принимают участие представители учреждений образования и культуры, литературных объединений, общественных организаций. В последние годы музейный театр ВКИКМЗ показывает здесь свои яркие и содержательные постановки. Зрители получают не только незабываемые впечатления, но и глиняные жетончики-билеты на память.
Кто проектировал здание, доподлинно неизвестно, но строили его в начале девятнадцатого века как жилой дом, возможно, для сдачи квартир в аренду. Керчь, как и многие города России в то время, была местом частных домовладений. Строительство общественных зданий тогда осуществлялось крайне редко.
Об истории загадочного, притягивающего взоры дома рассказал старший научный сотрудник историко-археологического отдела Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Владимир Санжаровец.
— Владимир Филиппович, к какому периоду строительства относится это прекрасное здание и к какому стилю?
— Этот памятник архитектуры построен в первой половине XIX века и выполнен в стиле классицизма. Да, здание было частным домовладением. Кто его построил, неизвестно. Но можно с уверенностью сказать, что возведено оно задолго до Крымской войны 1853 —1856 годов, очевидно, ещё в период строительства Митридатской лестницы, начавшегося в 1833-м. То, что мы сегодня называем пропилеями (парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами), было удачно вписано в начало лестницы, левая часть примыкала к зданию будущей картинной галереи. Дом удачно смотрелся в ансамбле с Большой Митридатской лестницей, потому что и тут, и там присутствуют элементы классицизма.
На втором этаже мы видим традиционный греческий портик. Много десятилетий этого портика не было, он был разрушен. Интересно, что в 1 920-х годах первый этаж использовали как кофейню. Летом здесь стояли выносные столики. Очевидно, напитки и еду подавали через окно, потому что изначально вход в здание был со двора. Период НЭПа — новой экономической политики в Советской России — способствовал оживлению предпринимательства. Именно тогда в Керчи коммерсант средней руки грек Зигомара арендовал это помещение под кофейню.
— А есть какие-то предположения о том, кто мог проектировать здание?
— Нам неизвестно, кем оно построено, но можно предположить, что объект связан с творчеством главного архитектора Керчи Александра Дигби. Вполне возможно, он мог спроектировать особняк — настолько удачно здание смотрится в общем ансамбле, настоящее украшение площади. Оно неизменно присутствует на всех старых фотоснимках, где Митридат виден со стороны так называемого нового базара. Здание выглядит примечательно и задаёт тон всей композиции. В особенности до того, как на площади в 1895 году появился сквер, а в начале века — пристройка к женской гимназии. Тогда общий вид площади несколько изменился, и новый корпус гимназии со шпилем и башенкой стал привлекать к себе большее внимание.
В начале XXвека в особняке работала общественная библиотека, носившая с 1908 года имя Льва Толстого. В советское время это был обычный жилой дом. С 1970-х часть помещений нижнего этажа принадлежала институту АзЧерНИРО.
Когда в 1985 году было принято решение об использовании здания под картинную галерею, на нём восстановили портик, реконструировали, расширили в сторону Митридата. Этот новый объект культуры и искусства назвали в честь народного художника РСФСР, одного из ведущих мастеров Студии военных художников имени М. Грекова — Николая Бута (1928—1989). Его картины и эскизы из серии «Аджимушкай. 1942», подаренные городу, стали экспозиционной основой галереи, торжественно открытой после реставрации здания 7 мая 1985 года — в канун 40-летия Победы советского народа над фашистской Германией. Эта юбилейная дата, выведенная римскими цифрами, хорошо видна на фронтоне здания.
— Владимир Филиппович, большое спасибо за интересный рассказ. До новых встреч на улицах нашего города.
Наталья НОВИКОВА.