Найти тему
ПоУшиВКино

Художник по костюмам Кейт Хоули

Обычно, когда заходит речь о каком-либо фильме, на первый план выходят имена актёров и режиссёра, реже – оператора и композитора. А имена художников-постановщиков, художников по костюмам и декораторов остаются в густой тени.

Тем временем художники по костюмам, например, работают с художником-постановщиком, осветителями, гримёрами, каскадёрами и со всеми остальными членами команды, чтобы убедиться, что костюмы соответствуют поставленной цели. Например, в “Драйве” много времени понадобилось, чтобы подобрать цвет ткани для куртки героя Райана Гослинга, чтобы она не бликовала в кадре.

И вот какой-нибудь костюм или отдельный предмет одежды привлекает внимание, что хочется изучить его получше. В это изучение входит поиск фото, чтобы посмотреть на наряд покрупнее, а потом и поиск имени, кто придумал именно такой дизайн и сделал такой выбор.

Самым свежим примером могу назвать просмотр научно-фантастического фильма “Поступь хаоса” (2021) Дага Лаймана. Смотреть его я принялась из-за Дейзи Ридли, плюс на КиноПоиске в похожих фильмах указан “Перспектива” с Педро Паскалем (фильм хороший). В итоге “Поступь хаоса” мне не понравился, но я открыла новое для себя имя художника по костюмам.

На проекте работала новозеландская художник по костюмам Кейт Хоули (Kate Hawley). Меня впечатлила шуба, в которой ходил Дэвид Прентисс, мэр города Прентисс (в исполнении Мадса Миккельсена). Эта шуба сильно выбивается из общей картины мира фильма “Поступь хаоса”. В целом все действующие лица выглядят непримечательно, что мэр среди них – просто стиляга с Патриков.

Мадс Миккельсен в образе мэра в "Поступи хаоса" и его шуба
Мадс Миккельсен в образе мэра в "Поступи хаоса" и его шуба

Меня так впечатлил выбранный стиль для мэра (хотя сам образ персонажа получился поверхностным), что я решила изучить получше личность Кейт Хоули.

Кейт Хоули и её собачка Брайан в доме в Веллингтоне
Кейт Хоули и её собачка Брайан в доме в Веллингтоне

Кейт Хоули родом из города Веллингтон в Новой Зеландии. Её мать была медсестрой, отец – оперным певцом. Когда её отец Тимоти Хоули получил работу в английской гастролирующей опере, Кейт было всего полгода. Семья переехала в Лондон, где долгое время жила в стеснённых условиях. Но у Кейт остались хорошие воспоминания. Её мать не давала ей скучать – будучи творческой натурой, она проводила время с дочерями (у Кейт есть сестра) и увлекала их рисованием принцесс и изготовлением кукол.

Окружение из творчества – опера и рисование – пробудили в Кейт интерес к искусству. В 12 лет она поняла, что хочет творить. Её первыми шагами в этом были занятия живописью.

В итоге она получила классическое образование и сейчас создаёт костюмы для театра и кино. Но как она к этому пришла?

Из Лондона семья Хоули снова вернулась в Веллингтон. Кейт поступила на учёбу в Samuel Marsden Collegiate. Однажды в её колледж пришли сценограф Тони Рэббит и режиссёр Колин Макколл, чтобы рассказать ученикам о своей последней постановке "Ромео и Джульетта". Кейт была под впечатлением от их рассказа. По их задумке действие было помещено в бассейн, и Кейт оценила их смелость в прочтении Уильяма Шекспира. Она приходила в театр за кулисы и просила дать ей какую-нибудь работу. Именно это первое впечатление дало направление для её профессии – театр её увлёк.

По настоянию родителей, чтобы у неё “был запасной план”, Кейт поступила на учёбу в Massey’s School of Design на курс графического дизайна. Но, тем не менее, Кейт бывала на занятиях редко, она всё больше проводила время в театре, помогая за кулисами труппе.

В возрасте 22 лет Кейт поступила на престижные курсы театрального дизайна в Motley (London’s Motley Theatre Design Course), на которые в год набирается всего девять слушателей, и снова уехала из Веллингтона в Лондон. “Мы учились рисовать, видеть персонажа. Обучение, которое я получила там, помогло мне во всём, чем я занимаюсь сейчас”. Много позже она, когда уже имела огромный опыт в киноиндустрии, поступила в аспирантуру в London’s Motley Theatre Design Course.

Кейт Хоули познакомилась с Гильермо дель Торо в 2009 году, когда работала с Питером Джексоном в проекте “Милые кости” (The Lovely Bones). Однажды Питер привёл дель Торо в костюмерную, и для Кейт, давней поклонницы творчества Гильермо дель Торо, это был настоящий момент сбывшейся мечты. Дель Торо увидел эскизы и книги Кейт, которые она всегда возила с собой в качестве методического материала, который помогает ей разрабатывать гардероб для действующих лиц фильма. Книги стали первым шагом к последующему плодотворному сотрудничеству.

С Гильермо дель Торо она работала над фильмами "Тихоокеанский рубеж" (2013), "Багровый пик" (2015) и сейчас работает над “Франкенштейном”, который должен выйти в 2025 году.

Когда они работают вместе, они подходят к творческому процессу с самых разных точек – смотрят на вещи с точки зрения цвета, какую смысловую нагрузку они несут, как они соотносятся с действующим лицом и миром, в котором он находится. Важная часть работы художника по костюмам– это воплощение режиссёрского видения на экране. Кейт Хоули говорит, что было бы здорово иметь чип, который мог бы загружать мысли режиссёра, чтобы точнее понимать его мысли по поводу его идеального восприятия фильма.

По словам Хоули, Гильермо дель Торо берётся за проект, точно зная, чего он хочет, в то время как Даг Лайман – с кем она работала над "Гранью будущего" и “Поступью хаоса” – сложнее в том смысле, что он очень любит импровизацию, и иногда приходится ориентироваться за секунду, чтобы успеть за сменой его мыслей.

Примеры работ Кейт Хоули

Она работает более 20 лет в индустрии, создавая фантастические киномиры и близко общаясь со многими знаменитостями. В своём родном городе в Веллингтоне она проводит не более трёх месяцев в году. Но она сама выбрала такой путь и ничуть не переживает.

“Багровый пик” (2015, Crimson Peak), режиссёр Гильермо дель Торо

Это фильм-фэнтези, снятый в викторианском стиле, в нём представлены потрясающие платья, потребовавшие много энергии от Кейт и её команды в процессе создания.

Эдит Кушинг – это воплощение цветущего плодородия, золотая цветовая палитра отражает её живость. Для её свадебного наряда Кейт выбрала старинные траурные цветы, которые она сделала достаточно крупными. Для этого взяли винтажный бархат, покрасили его в нужный цвет, а затем вырезали лазером сотни лепестков различной формы.

Миа Васиковска в роли Эдит Кушинг
Миа Васиковска в роли Эдит Кушинг

Люсиль, в отличие от Эдит, – это увядшая лоза, на которой ничего не растёт, и цвет у этого персонажа холодный. Гильермо дель Торо хотел визуально увеличить рост и подчеркнуть стройность Джессики Честейн, поэтому нужно было найти способ заставить эту удивительно красивую женщину выглядеть худой.

Кейт Хоули просмотрела множество фотографий английских вересковых пустошей с овечьими скелетами на снегу. Ткань платья для Люсиль была разрисована так, чтобы создать иллюзию, будто сквозь ткань просвечивают её кости, на спине сделали шнуровку, чтобы сымитировать позвоночник, и в итоге платье должно было плотно облегать тело. Джессике Честейн пришла идея в дополнение надеть стрип-туфли на платформе в 22 сантиметра. Чем и завершили образ.

“Отряд самоубийц” (2016, Suicide Squad), режиссёр Дэвид Эйр

Марго Робби в образе Харли Квин
Марго Робби в образе Харли Квин

Кейт Хоули говорит, что работать над любым культовым фильмом, таким как "Отряд самоубийц", непросто, потому что персонажи уже создавались много раз, у фанатов есть свои представления о том, как они должны выглядеть. В этом проекте Дэвид Эйр не хотел, чтобы они выглядели как супергерои, поэтому костюмы основаны на стрит-стайле.

В Голливуде меняется отношение к женским костюмам, поскольку женщины получают больше власти и контроля – и конкретно в создании наряда для Харли Квин Кейт тесно сотрудничала с Марго Робби, исполнительницей этой роли. Они изучили комиксы о Харли Квин, взяли во внимание, что сама героиня говорила о себе на страницах и как о ней отзывались её враги и соратники. В итоге был собран такой костюм, который Харли выбрала бы сама, а не тот, который ей кто-то навязал.