Найти тему
Наука и фантастика

Астроном Мария Куниц - современница Кеплера

Продолжаю тему женщин-астрономов. В наше время этой профессией никого не удивишь. А в предыдущие эпохи дамы крайне редко всерьез занимались астрономией и еще реже воспринимались всерьез в этом качестве коллегами-мужчинами. Да и сейчас, похоже, ситуация не сильно изменилась, особенно у нас, при нынешнем историческом крене в домострой и антифеминизм.

В 17 веке такой "белой вороной" была Мария Куниц (Cunitz, Cunitia), уроженка Силезии, которую ныне считают своей гордостью в Польше.

Портретов этой дамы не сохранилось. Памятник, сооруженный в ее честь в городе Свиднице, представляет собой воображаемый образ.

Фрагмент памятника Марии Куниц.
Фрагмент памятника Марии Куниц.

Считается, что родилась она в 1610 году (ранее называли предполагаемую дату 1604), умерла же определенно в 1664 году. Отец, Генрих Куниц, был из балтийских немцев, но семья жила преимущественно в польском городе Свиднице в Нижней Силезии. Красивый город!

Современное фото. Википедия
Современное фото. Википедия

Окружение женщины-астронома

Откуда у провинциальной немецкой барышни 17 века возник интерес к астрономии, и почему близкие не только не возражали, но даже поощряли ее увлечение?

Ее отец, Генрих Куниц, изучал астрономию и медицину во Франкфурте-на-Одере, а затем работал врачом. Дедушка по материнской линии, Антон фон Шольц, был известным математиком. Имелись и старшие братья, получавшие солидное образование. Поэтому Мария с раннего детства предпочитала играм в куклы ученые занятия: она увлеченно слушала разговоры взрослых и жаждала узнавать новое. В пять лет она прекрасно читала и считала, ее обучали истории, латыни, математике. В 11 лет она начала заниматься музыкой и освоила нотную грамоту, а в 13 лет самостоятельно выучила французский.

Всё это не помешало ей вести жизнь обычной семейной дамы.

В первый раз ее выдали замуж очень рано, в 13 лет, за юриста Давида фон Гертсмана, который не только не возражал против ее жажды знаний, но и позволил ей выучить древнегреческий и освоиться с астрологией (тогда она считалась научной дисциплиной).

После смерти Гертсмана юная вдова вышла замуж за другого ученого мужа - Элиаса фон Лёвена (1602-1661), врача, математика и астронома. В 1626 году он опубликовал свой первый труд по астрономии, "Зодиакальный часослов" (Horologium zodiacale), за которым последовали и другие. Брак с Марией он заключил в 1630 году в Свиднице, но вскоре супругам пришлось фактически бежать из города, куда докатилась Тридцатилетняя война (1618-1648), разорившая многие немецкие города и вызвавшая неисчислимые бедствия (казни, насилие, пожары, грабежи, эпидемии). Война носила межконфессиональный характер и прямо отразилась и на семье Марии: она и ее муж были лютеранами, а другие родные - католиками. Супруги фон Лёвен несколько лет укрывались в цистерцианском монастыре в Олобоке близ польского города Калиш. Почему именно там, мне выяснить не удалось (монастырь-то был католическим). Видимо, в этом месте у них нашлись надежные друзья и покровители.

Монастырь в Олобоке и монастырский костел Св. Иоанна Крестителя. Фото из Википедии: автор - Sławomir Milejski.
Монастырь в Олобоке и монастырский костел Св. Иоанна Крестителя. Фото из Википедии: автор - Sławomir Milejski.

Монастырь был женским. Известны имена настоятельниц, с которыми должны были общаться супруги фон Лёвен: Зофья Любеньска (Zofia Łubieńska, настоятельница в 1632–1636 †), и Урсула Кобьержицка (Urszula Kobierzycka, настоятельница в1636–1653).

"Урания"

Не теряя времени даром, Мария создала в монастырском уединении главный труд своей жизни - собрание астрономических таблиц, уточнявших данные Кеплера: Urania propitia ("Благодетельная Урания").

Напомню, что Урания - муза звездного неба и астрономии.

Муж и родные, поддерживавшие Марию в ее занятиях, издали эту книгу по окончании войны, в 1650 году, за собственный счет. Правда, с посвящением императору Священной Римской империи Фердинанду III, то есть с расчетом на вознаграждение.

На титульном листе гордо красовалось женское имя автора в латинизированном варианте (Мария Куниция). При этом текст был не только на латыни, но и на немецком, что расширяло круг потенциальных пользователей таблиц.

Титульный лист трактата из Музея старинного купечества в Свиднице. Википедия
Титульный лист трактата из Музея старинного купечества в Свиднице. Википедия

Интересно, что в том же 1650 году году в Риме вышла в свет фундаментальная и грандиозная Musurgia universalis Афанасия Кирхера - трактат, в котором выстраивается система всеобщей связи Бога, Космоса, Человека и Музыки. Это так, к слову.

Издание "Урании" сделало Марию знаменитой в ученых кругах. Ее сравнивали с древнегреческой ученой женщиной, философом, математиком и астрономом Гипатией. Профессионалы признавали, что ее таблицы содержат заметные улучшение Рудольфинских таблиц и предлагают изящное решение проблемы Кеплера, связанной с определением местоположения планет. Кроме того, создавая текст на двух языках, она попутно вводила в обиход астрономическую терминологию на немецком.

Удивительно, но муж, Элиас фон Лёвен, нисколько не ревновал жену к их общей профессиональной деятельности. В предисловии к изданию "Урании" он подчеркивал, что труд - всецело ее работа, а он никак в этом не участвовал.

К сожалению, архив, библиотека и весь дом Марии и ее мужа были уничтожены пожаром. Сохранились лишь печатные издания, в том числе Urania propitia, переизданная уже в наше время, в 2016 году.

В Свиднице - настоящий культ Марии Куниц. В ее честь устраиваются конференции, выставки, конкурсы. Ну, и всякий, кто посетит этот город (нас не пустят, увы) может посидеть на лавочке рядом с автором "Урании".

Памятник Марии Куниц в Свиднице. Автор памятника - скульптор Stanisław Strzyżyński (1923-2015).
Памятник Марии Куниц в Свиднице. Автор памятника - скульптор Stanisław Strzyżyński (1923-2015).

В истории Марии Куниц меня приятно удивило прежде всего то, с каким вниманием и уважением относились к ее занятиям астрономией отец и оба супруга. Похоже, они гордились ее талантами и достижениями. Для XVII века (да и для последующих времен) это совсем не типично.

Возможно, секрет заключался не только в высокой образованности мужчин из окружения Марии, но и в пресловутой протестантской этике. Если Бог даровал талант, нельзя зарывать его в землю, а нужно использовать на благо ближним.

О женском образовании

Несколько позже, в XVIII веке, в Германии появилась первая женщина-врач, получившая в 1754 году степень доктора медицины в университете - Доротея Кристиана Эркслебен, урожденная Лепорин (1715-1762). Защита ее диссертации длилась два часа и проходила на латыни, которой дама владела в совершенстве, и к тому же обладала богатым опытом практикующего медика (она была дочерью врача и с ранней юности помогала ему лечить больных).

Доротея написала трактат в защиту прав женщин получать гимназическое и университетское образование. Этот трактат вызвал общественный резонанс, хотя и не привел к ожидаемым сдвигам. Двери европейских университетов и академий по-прежнему оставались закрыты для девушек вплоть до второй половины XIX века; исключения из правил были единичными.

Одним из таких ярких исключений в XVIII веке, наряду с Доротеей Эркслебен, стала Лаура Басси (1711-1778), удивительный феномен: итальянка, католичка, при этом - профессиональный физик, с 21 лет - член Болонской академии наук, а затем - профессор Болонского университета. Ученая дама вовсе не была "синим чулком", она вышла замуж и родила 12 детей. Муж тоже был из ученой среды и работал ассистентом собственной супруги.

Лаура Басси. Источник: Википедия
Лаура Басси. Источник: Википедия

Однако ни одна из женщин-астрономов, прославившихся в XVII - XVIII веках, не получила ни гимназического, ни университетского образования - только частное, домашнее, если родители или другие близкие сами занимались астрономией и не считали увлечение своих дочерей, сестер и жен чем-то предосудительным.

В наше время все пути открыты. И профессия астронома, хотя остается в целом не массовой, вполне доступна и женщинам.