Тема девушек и женщин с астролябиями и армиллярными сферами (см. предыдущие статьи) вывела меня на первоисточник подобной иконографии. Это - муза Урания, то есть муза звездного неба (или космоса), одна из девяти муз в традиционном древнегреческом позднеантичном пантеоне.
Вообще число муз в греческой мифологии сильно варьировалось; в ранней традиции их могло быть только три. Происхождение их тоже описывалось по-разному. Я буду придерживаться самой распространенной версии: музы - дочери Зевса и богини памяти, титаниды Мнемосины.
Почему Мнемосины? В античном мире знания долгое время передавались изустно, путем запоминания огромного количества сведений. И даже при переходе на письменную форму трансляции знаний (примерно в 6 веке до н.э.) устный характер обучения и литературного творчества сохранялся довольно долго. Мы ведь помним, что Пифагор не оставил никаких текстов (но его учение было только для посвященных). Сократ же принципиально ничего не писал, а только разговаривал с учениками. Философы-перипатетики, последователи Аристотеля, были прозваны так потому, что обсуждали свои идеи во время прогулок, на ходу ("перипатео" по-гречески - бродить туда-сюда). В общем, античному философу, поэту или ученому нужно было обладать замечательной памятью и чтить Мнемосину.
Урания (Οὐρανία) - от Ouranos, "Уран", имя одного из древнейших богов неба - Урана, который считался сыном и супругом богини Земли, Геи (Гайи) и отцом титанов. Он же воплощал Вечность (Aion).
То есть, эта муза была названа в честь дедушки (Мнемосина была дочерью Урана и Геи), и сполна доказала свое право носить такое славное имя.
Урания - самая мудрая из муз, и род ее занятий - самый возвышенный. Астрономия, математика, геометрия, вообще все виды интеллектуальных занятий. А поскольку "космос" в представлениях греков - это не хаос, а наоборот, нечто устроенное по разумным и постижимым разумом законам, то все эти занятия прекрасны, и музыка, кстати, тоже входит в их круг, поскольку ее теория апеллирует к природным и космическим закономерностям.
Вообще меня иногда занимает вопрос, на который историки культуры не знают ответа. С одной стороны, древнегреческое общество было весьма маскулинным, женщины занимали в нем строго подчиненное положение, хотя некоторые права все же имели, особенно в эллинистическую эпоху. Они могли быть жрицами, в Спарте могли принимать участие в спортивных соревнованиях, женщинам не возбранялось поэтическое творчество (Сафо пользовалась всеобщим уважением). Героини древнегреческих трагедий и даже комедий - яркие личности колоссальной силы воли (хотя все роли исполнялись мужчинами, образы-то женские). Но в целом полагалось, что девушку выдают замуж лет в пятнадцать, и далее она следит за домом, не покидая его без веских причин, воспитывает детей (мальчиков - лет до семи, девочек - до замужества), командует рабынями, а если муж принимает гостей, не показывается им на глаза. Для увеселения пирующих приглашают авлетрид - музыкантш легкого поведения, или более дорогостоящих гетер. Порядочная женщина сидит на женской половине дома (гинекее), не разгуливает по улице в одиночку, и, чем меньше про нее говорят в обществе, тем лучше для репутации семьи. Естественно, ни о какой научной или артистической карьере она помышлять не может, и голоса в общественных делах не имеет. Гражданами полиса считаются только законнорожденные мужчины.
И тем не менее: что мы видим на Олимпе? Пантеон олимпийских богов во главе Зевсом весьма либерален по отношению к богиням. У них там фактически равноправие! Шесть верховных богов - мужчины, шесть - женщины (Гера, Гестия, Деметра, Афина, Артемида, Афродита). При этом у Афродиты - весьма бурная личная жизнь, как и полагается богине любви. А Афина и Артемида - воинствующие девы, и папа Зевс спокойно на это смотрит, совершенно не пытаясь выдать их замуж и как-то приструнить (Афина - любимая дочка). А ведут они себя предельно независимо и занимаются совершенно не женскими делами, мастерски владея оружием (Артемида - охотница, Афина - воительница).
И зачем-то понадобилось создавать еще и компанию муз - покровительниц наук и искусств. Музы - богини весьма высокого ранга (в отличие от нимф), их почитали во многих местах и по одиночке, и всем коллективом.
В частности, крупнейшим центром поклонения музам был Мусейон (Музей) в Александрии Египетской. Он существовал с 3 века до н.э. примерно до 7 века н.э. Это был огромный, великолепный архитектурный комплекс, сочетавший в себе храм, библиотеку, помещения для научных занятий, лекций и просто бесед, и так далее.
Одним из последних выдающихся ученых, работавших в Мусейоне, был Теон, отец женщины-астронома, математика и философа, Гипатии, растерзанной христианами в 405 году.
Похоже, что Гипатия могла брать пример не только с собственного отца, ученицей которого она являлась, но и напрямую с божественной покровительницы наук - музы Урании, атрибутом которой была армиллярная сфера (или глобус, что также встречается на античных рельефах; глобус у древних греков уже был).
В Греции до сих пор существует женское имя Урания. И это радует глаз и слух.
--
Герои моей космооперы "Хранительница" заняты в основном интеллектуальными трудами. Это и мужчины, и женщины, и существа не вполне определенного гендера (инопланетяне, чего с них взять!). Космолингвисты, биологи, историки цивилизаций, астрономы, музыканты... И всем им могла бы покровительствовать прекрасная муза Урания.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".