Эта тема неразрывно связана с умением переключаться с одной деятельности на другую. Но зачастую занятие, приносящее конкретные плоды, затягивает, и становится трудно перевести внимание на что-то другое. Так, кстати, и складывается дорога к выгоранию.
Известно, что лучший отдых — это смена деятельности. Чередуя физическую и умственную работу, мы поддерживаем гармонию между сферами жизни, эффективно используем внутренние ресурсы и сохраняем здоровье.
Смена занятий как раз не даёт нам выгорать, излишне уставать, перенапрягать какую-то зону тела. Если человек работает за компьютером, значит, отдыхать должен активно. Если весь день бегом, то стоит дать себе возможность полежать с запрокинутыми ногами и послушать спокойную аудиокнигу.
Также смотрите бесплатный видеокурс “5 шагов к альтернативному образованию”.
Баланс, который мы все так ищем, ускользает, когда предстоит выполнить некую объёмную задачу. Особенно если дедлайн близко, а вы только приступили к работе. Похожее ощущение можно испытать на СО. Вы смотрите на стопку начатых тетрадей и подсчитываете количество месяцев, оставшихся до аттестации. Но не стоит впадать в иллюзию и дорисовывать то, чего нет. Нехватку времени можно нивелировать коррекцией расписания, сместив акценты, вместо того, чтобы с головой уходить в эмоции.
Здесь поможет умение делить задачу на шаги, целое — на составные части. Когда можешь разделить, значит, способен и распределить по дням. Не забывая при этом, что всем сферам жизни нужно уделять время.
Когда перевешивает одна сфера деятельности, она как бы стягивает на себя всю энергию. Например, человек постоянно учится, сидя за книгами, мало уделяет времени спорту, играм, творчеству и общению. Соответственно, обедняет свою жизнь. Так можно прийти к негативным последствиям. Именно поэтому нужно наполнять расписание разными занятиями. Чтобы всегда была зона, где почерпнуть силы, скинуть стресс, найти отдушину, раскрыть и применить свои таланты, пообщаться на отвлечённые темы.
Давайте посмотрим, как это выглядит во взрослом возрасте: человек избыточно вкладывается в работу, потому что она приносит деньги. Естественно, у него не хватает времени на семью, своё здоровье, полноценный отдых. Что в результате? Все заработанные деньги он потратит, чтобы привлечь к себе детей подарками: ведь он не построил с ними отношения. Средства уйдут и на поддержание своего здоровья, подорванное стрессом, на попытки заполнить пустоту (ненужные покупки). То есть, эти деньги растворятся. Если человек ещё и от работы не получил удовольствия, то прибавятся ощущение безысходности, апатия, депрессия и нервные заболевания.
В жизни так: что в неё положишь, то там и будет. В школе не учат распределять своё время гармонично, искать баланс, слушать себя — просто нет такого предмета. Повзрослев, люди идут на курсы по таймингу, менеджменту, правильному распределению ресурсов. Но на СО дети участвуют в составлении расписания, это становится для них естественным, как чистка зубов. Они на опыте наблюдают корреляцию между выбором деятельности и последствиями.
Перекос на учёбу приводит к перегрузке зрения, слабым мышцам и стрессу. Ребёнка нельзя вводить в ситуацию, где он с утра до вечера только лишь поглощает информацию. Это неестественное состояние, скорее всего, не приведёт к желаемым позитивным результатам. Да, низкий уровень занятости ещё хуже: это путь к неопределённости, однобокости мышления, категоричности, неуверенности.
Именно стремление к золотой середине и будет наполнять жизнь гармонией, создавая благоприятную ситуацию всестороннего развития без насилия. То есть нужны эффективные методики обучения, много практики, чередование учебной деятельности и полезного досуга, проведение времени с приятными и интересными людьми.
Как это выглядит на практике:
· Учимся, задействуя все каналы восприятия. Используем нейротренажёры (они есть и по счёту, и по письму, и логическому мышлению), аудиокниги, документальные фильмы, тетради с увлекательными заданиями, приложения. Посещаем выставки, музеи, библиотеки, организуем поездки (природа, города, страны).
· Не ленимся составлять расписание и критически его оценивать. Обязательно должны сменять друг друга учёба (теория + практика), творческие занятия, кружки, прогулки, мероприятия, свободное время, домашние дела, свидания с друзьями, семейные встречи.
· Делаем зарядку вместе, включаем активнее игровые перерывы, посещаем спортивные кружки. Сила тела и сила духа связаны.
· Проводим время в кругу семьи за общим занятием — это тоже часть обучения. Межличностные отношения — тема обширная. И хотя ЕГЭ по этому «предмету» не сдавать, на будущее ребёнка сильно повлияет заложенный в него родительский пример.
· Исключаем из общения паразитов: нытиков, критиков, неудачников, негативщиков. «С кем поведёшься, от того и наберёшься» — народная мудрость, как известно, врать не будет.
· Следим за уровнем усталости, не допускать переутомления.
· Устали сами? Не надо выгорать на почве родительства, это не принесёт пользы никому. Даже обычная получасовая прогулка вечером наедине с собой и приятной музыкой в наушниках поможет переключиться и вернуться к своим обязанностям с новыми силами.
Баланс между учёбой и отдыхом придётся находить раз за разом, постоянно его корректируя. Младшая школа — это один уровень задач, средняя — другой, старшая — третий. Всегда будет что-то получаться легко, а что-то не даваться вовсе, и это нормально.
Единой формулы баланса нет. Все мы имеем различные исходные данные, поэтому эквилибр будет у каждого свой. На опыте я убедилась: даже в одной семье все такие разные, что каждому нужен индивидуальный набор «кубиков» для личного счастья.
Чем меньше ожиданий мы предъявляем окружающим и этому миру, чем чаще заглядываем в себя, слушаем свои чувства, тем к большему уровню согласия приходим. Учебная деятельность — это не сидение за учебниками и примерами. Это получение Знаний, Умений и Навыков во всех аспектах: жизни, науке, эмоциях, быту, творчестве, здоровье, общении. Поэтому верно будет сказать, что если человек в деятельности, то он учится.
Думаю, что у вас всё получится. Если немножко посидеть над расписанием, всегда можно найти, пусть хотя бы не идеальный баланс, то, по крайней мере, приблизиться к нему.
Автор статьи: Alicia Ruva, мама ребёнка на СО, детская писательница, копирайтер, гострайтер — https://www.litres.ru/author/alicia-ruva/, https://t.me/alicia_ruva
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи: