... с открытия которой один из Третьяковых сбежал, а другой умер. Впрочем, это не помешало долгожданному и несомненно значимому событию состояться.
«Московская городская художественная галерея братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых» открылась в Москве 15 августа 1893 года… без братьев Третьяковых. Младший из них, Сергей Михайлович, и рад был бы прийти, наверное — да не мог, потому как годом ранее, к сожалению, покинул этот мир. Был он, к слову, всегда шустрее брата Павла, сообразительнее и, как писал сам Павел, "вшестеро богаче". И даже в смерти сумел на шесть лет вырваться вперед.
Но почему же старший Третьяков, Павел Михайлович, в столь важный день не присутствовал на открытии своего детища в своём же доме в Толмачах? Почему уехал из столицы? Говорят, что из-за скромности чрезвычайной: умел этот купец дело делать, да не умел красиво говорить — а гости галереи ожидали, что он обязательно выступит с речью.
Но откуда взялась у русского купца столь необычная тогда тяга к собирательству картин?
Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, что происходило в России 19 века, что она тогда из себя представляла.
Купеческое сословие все увереннее поднимало голову, в газетах того времени так и писали: "Купец идёт!". Купец и шёл, и поднимался, и оглядывался в поисках новых, более аристократических занятий для себя. Одним из таких занятий и стало коллекционирование картин, поначалу лишь зарубежных художников: в середине 19 века русское купечество буквально скупало за границей картины фламандских, голландских, итальянских и других авторов.
Не избежал всеобщего ажиотажа и молодой тогда купец Павел Третьяков. Следуя моде, в 1853 году он выкупил у торговца лубками свои первые — нет, не картины — литографии. Всего 11 листов: это были портреты никому не известных людей, без особой ценности и глубины. Разве что помещённые впоследствии в дорогие рамки, они достойно смотрелись на стенах дома.
Тем же годом дворянин Федор Иванович Прянишников открыл в Санкт-петербурге первую в России частную галерею. Да пускать туда стал далеко не всех представителей купечества. И это был вызов.
Во всяком случае, именно так, вероятно, воспринял это громкое событие юный Третьяков и сгоряча накупил картин — голландских, написанных маслом, о которых сведущие в живописи знакомцы отозвались потом весьма нелестно и потихоньку шептали, что Третьякова "надули".
Конечно, слышать такое Павлу Михайловичу было горько, да и картины эти ему совсем не нравились, поэтому решение следовать впредь не моде, но своему собственному сердцу пришло само собой.
С этого решения и началась история известной на весь белый свет Третьяковки.
Первой картиной, купленной "душой и сердцем", было полотно Василия Худякова, художника тогда почти неизвестного. Называлось оно "Стычка с финляндскими контрабандистами". Второй картиной стало "Искушение" Николая Шильдера.
Так и повелось: Павел Михайлович покупал только русских живописцев, среди которых о страстном купце-собирателе вскоре стали ходить легенды.
Какое-то времени над ним и посмеивались, как над каким-то чудаком, хотя и денежным, но быстро смекнули, от кого зависит их благосостояние. Ведь старший Третьяков щедро оплачивал не только готовые, но и еще не написанные работы.
Со временем насмешки исчезли, художественный вкус Павла, не умеющего даже рисовать, был повсеместно признан, а сам Павел — принят в члены Академии Художеств.
Считается, что впервые идею создания картинной галереи Третьяков высказал перед поездкой в Англию в своём “Завещательном письме” (ему тогда едва исполнилось 28 лет). Вот что он написал:
“Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие”.
А вот что писал он многие годы спустя своей дочери Александре, в попытках объясниться в своей крайней бытовой и семейной скупости:
“Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение… Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь…”.
Отдавая за картины порой баснословные суммы, собственный быт и семью Третьяков деньгами не баловал, за каждую копейку требовал отчёта, ругая за купленную импортную вещь, если была в продаже такая же отечественная, пусть и хуже, но дешевле.
Обычная, к слову, тогдашняя история среди больших и малых купцов-деятелей.
Ну, а что же младший из братьев Третьяковых, Сергей Михайлович, какова его роль в рождении знаменитой галереи?
А был он статским советником, председателем московской городской думы и для художественной коллекции закупил 80 фламандских картин. Кроме того, часть его коллекции западноевропейской живописи хранится в Музее изобразительных искусств на Волхонке, а часть — в Эрмитаже. Сохранился и его дом на Гоголевском бульваре (в прошлом Пречистенском).
После его смерти в 1892 году Павел Михайлович подарил Москве галерею с условием не распоряжаться ею без предварительного согласования. Город в благодарность хотел сделать дарителя дворянином, но Павел Михайлович отказался:
"Я купцом родился, купцом и помирать буду".
Приняв, впрочем, титул почётного гражданина Москвы.
________________________________________________________________________________________
А по выходным мы собираемся дружной компанией, выбираем интересное и красивое место и едем. Присоединяйтесь: https://t.me/+WmQ9vLGxJwM3Yjky