Говорят, что мосты – это место соединения двух миров. Издревле, любому мосту приписывались магические свойства. И ведь есть в этом представлении древних о мире хотя бы толика истины. И если туманным утром прогуляться по более-менее протяжённому мосту, то сознание невольно «подкинет мысль», что после окончания инженерно-технического сооружения тебя «перебросит» куда-то за тридевять земель, а то и вовсе в совершенно иное время.
Но всё это – фантазии, под которыми нет какой-либо научности. Так «игра разума» со своим «обладателем». Однако в мире действительно есть такие мосты, в реальность существования которых трудно поверить – настолько они высокие, массивные или продолжительные.
И сегодня настало время поговорить о новых «чудесах света» - о мостах, которые не могли существовать ещё с полвека назад, но ныне являются воплощением инженерно-технического гения всего человечества.
1. Самый протяжённый мост в мире
Самый протяжённый мост в России – это мост через Керченский пролив, длина которого достигает 19 километров. Но, уж простите за откровенность, по сравнению с Даньян-Куньшаньским виадуком, что располагается в Китае, мост на Крымский полуостров – это небольшая змея в сравнении с питоном. Хотя бы потому, что виадук 2010 года постройки «растянулся» на 164,8 километров, что является рекордным показателем для всех времён и народов.
По этому виадуку граждане Поднебесной могут спокойно перемещаться между Шанхаем и Пекином. Да не просто «на своих двоих», а на высокоскоростных поездах, которые беспрестанно курсируют по этому гиганту.
Вызывает вопросы и цена (вернее – её сравнительная скромность, с учётом того, что наш мост обошёлся бюджету в 227 миллиардов рублей) – 10 миллиардов долларов США. Причём в некоторых местах китайский виадук настолько высоко поднимается над грешной землёй, что под ним преспокойно можно расположить хоть целое здание. Но не небоскрёб. Небоскрёб – это к другому инженерно-техническому чуду.
2. Самый высокий мост в мире
В 2016 году в том же Китае был построен мост «Дугэ», полотно и опоры которого взмываются на 565 метров над землёй. Весь секрет необходимости такого строительства – это живописнейшая речная долина Бэйпаньцзян. Вернее – два склона, нависающие над долиной, которые нужно было всенепременно как-то «связать» друг с другом, чтобы значительно улучшить логистику в регионе.
Протяжённость моста небольшая – 720 метров. Но эти 720 метров были жизненно необходимы для местных жителей. И китайское Правительство не поскупилось на траты, чтобы обеспечить своим гражданам «закрытие» важных потребностей.
«Вылилось» строительство «в копеечку» - для протяжённости в 720 метров пришлось взвести несколько опор высотой более полукилометра. «Полукилометра, Карл»!
Под этим мостом можно, при желании, возвести целый небоскрёб. Да и в целом «Дугэ» - это первый мост в мире, который преодолел отметку в 500 метров. Поэтому носит со всей заслуженностью негласное звание лучшего воплощения инженерно-технических чудес современной науки!
Конечно – «всё познаётся в сравнении». Поэтому напомню вам, что знаменитый мост из Сан-Франциско «Золотые ворота» - это «только-то» 67 метров над уровнем земли. Иными словами, «Дугэ» - почти в 10 раз выше, хотя пережить падение и с сан-францисского моста практически невозможно.
Если не хватает наглядности, то, пожалуй, позволю себе сравнить высоту «Дугэ» с каким-нибудь известным сооружением Российской Федерации. Например, с Останкинской телебашней – её пик «замер» на отметке в 540 метров. Выходит, что если гипотетически поместить под «Дугэ» одно из самых высоких строений России, место всё равно останется на целую пятиэтажку.
Кстати, сам мост – это ещё одно отражение того, как китайская нация умеет преодолевать проблемы. Изначально, не планировалось «рекордного» строительства. Но в процессе изыскания наиболее оптимальных маршрутов и точек строительства, инженеры сталкивались с препятствиями – трещинами в горных породах и скрытыми пещерами. Но никто и не думал отступать, после чего было согласовано возведение моста невиданной доселе вышины.
Отступать было нельзя - благодаря «Дугэ» многомиллионные города Люпаньшуй и Сюаньвэй получили фактически прямой доступ друг к другу и получасовой маршрут. Раньше, для того, чтобы прибыть в соседний населённый пункт требовалось никак не меньше 4 часов. И ладно, если речь идёт только о гражданах – потоки грузов постоянно «застревали» на местных извилистых серпантинах, отчего корпорации терпели просто колоссальные убытки.
Мост строили с запасом прочности – в случае обрушения падение не пережить никому. Именно поэтому использовали вантовые технологии – полотно удерживают сверхпрочные стальные тросы, снижая вероятность обрушения до «около нуля». Ко всему прочему китайское Правительство знало, на что шло – несмотря на вложения, мост должен окупиться в течение одного-двух десятилетий. С учётом распространённых в Поднебесной сроков планирования строительства и стратегии на 50 и 100 лет вперёд – сущее ничто.
Не верите? Тогда просто возьмите во внимание тот факт, что в провинции Гуйчжоу, где располагается «Дугэ», присутствует ещё 3 из 5 самых высоких мостов мира. А иначе никак – местный рельеф, несмотря на свою красоту, испокон веков является значительным препятствием для перемещения и торговли.
Вернее – являлся
3. Прочие мосты провинции Гуйчжоу
Два других моста так же заслуживают хотя бы краткого упоминания. К примеру, автомобильный мост «Ячи» взметнулся ввысь на 440 метров над рекой с таким же названием. Протяжённость «собрата» «Дугэ» - 1,4 километра. Строительство также завершилось в 2016 году, что говорит о комплексном подходе к разрешению давней проблемы.
Мост «Циншуйхэ» был построен годом ранее – в 2015 году. Его дорожное полотно находится на высоте 406 метров и имеет протяжённость в 2,1 километр.
Не так внушительно, как «Дугэ», но всё-таки очень и очень «прилично». Если не знать о том, что планируется построить в Китае дальше…
4. Новый мост в провинции Гуйчжоу
Тем и хороша плановая экономика – позволяет творить невероятные вещи без оглядки на сиюминутные расходы и доходы. Именно поэтому, согласно данным периодического издания «IFL Science», прямо сейчас, всё в той же провинции, над Большим каньоном Хуацзян практически достроен мост, высота которого равняется…
… 625 метрам!
Строительство планируется завершить в 2025 году. И этот мост немедленно станет высочайшим в мире, перещеголяв своего соседа по провинции почти на 60 метров. Для сравнения – стандартная «хрущёвская» пятиэтажка в РФ – 15 метров в высоту!
Китай – лидер по строительству мостов
В качестве завершения хочется отметить, что Китай – непререкаемый лидер по возведению мостов. Ни одно другое государство в мире не может похвастаться столь стремительным и массовым возведением этих важных построек.
Самые большие мосты в мире расположились сразу в 4 провинциях Поднебесной: Чунцин, Юньнань, Хубэй и Гуйчжоу. И это с учётом того, что в 1994 году на её территории практически не было массивных сооружений подобного плана, а самый высокий мост на то время – это всего лишь 122 метра высоты!
Хочется только по белому позавидовать нашим китайским соседям – нам явно есть чему поучиться у них. И мне искренне верится в то, что когда-нибудь и Российская Федерация «покроет» и самые свои отдалённые территории «бесконечной» сетью высококлассных дорог и мостов, наконец-то связав необъятные просторы во что-то удобное и доступное – хоть из Калининграда, хоть из Владивостока!