Найти в Дзене
Искусство воспитания

5 правил — как преодолеть трудности в воспитании ребенка

Оглавление

Воспитание ребенка — процесс сложный и длительный. Ждать немедленного результата не стоит. Ведь это каждодневный труд, который даст плоды гораздо позже.

На этом насыщенном пути помимо достижений, умилений от подрастания ребенка, есть и некоторые трудности, с которыми сталкивается каждый родитель.

Занятие "Воспитание искусством" в средней группе
Занятие "Воспитание искусством" в средней группе

Почему так происходит и, как помочь ребенку и себе пройти этот путь достойно, рассказала нам мама и педагог “Воспитания искусством” Вера Яшина в одном из последних эфиров клуба.

Почему так

Трудности встречаются у всех. Важно понимать и принимать причины, из-за которых они происходят:

1. Все дети разные. Один и тот же способ не работает с каждым ребенком. Поэтому важно подбирать метод и способ воспитания индивидуально. Это зависит, как от характера самого ребенка, так и от уклада семьи.

-2

Например, дома не заведено слушать музыку громко (или вообще слушать музыку) и на занятиях “Воспитания искусством”, к слову, детей не принуждают к чему-либо, а мягко подводят, ждут момента, находят альтернативу.

Также происходит и в жизни. К каждому ребенку нужен свой подход.

2. Не совпадают картины мира. Взрослые и дети иногда разговаривают на разных языках.

То, что для нас считается очевидным, совершенно может не быть таким для ребенка. И наоборот.

Например, ребенок задается вопросом - Зачем эти занятия? Не хочу.

Для нас очевидно, как для взрослых. А ребенку надо пояснить и постараться донести суть: что это работа в группе, взаимодействие с другими детьми, это интересно, ты получишь много впечатлений и нового опыта.

3. За любым поведением стоит потребность. Просто так ребенок капризничать не будет. И, возможно, протест — это способ достучаться и объяснить что ему нужно.

Например, он протестует из-за страха, от усталости или просто хочет, чтобы его обняли и приняли.

Творческое занятие
Творческое занятие

4. Ограниченные ресурсы. Трудность и каприз ребенка может возникать просто из-за физических возможностей.

Например, он устал и нет энергии, ему нужно время на личное пространство и обдумывание ситуации, ему просто не подходит место, в котором он сейчас находится.

5 главных правил в воспитании

Как же находить общий язык, особенно с теми детьми, которые только начали изучение мира и многого не понимают в силу возраста.

  1. Опора на опыт.

Пример: дети играли, резвились, разбрасывали игрушки, кругом хаос. Нужно убираться. И тут протест.

Можно спросить: “Ты любишь возвращаться домой? В свою кроватку, к своим вещам и игрушкам, к родителям? Вот и игрушки/мячики/кубики хотят домой. А их дом — это корзинки и полочки”.

Ребенок будет опираться на свой опыт и ощущения, когда он возвращается домой и какие испытывает ощущения при этом.

2. Любая деятельность привлекательна, если ее можно превратить в игру.

Пример: трехлетка разбросал бумажки и говорит, что это снег. На просьбу убрать он говорит, что это снег и его не нужно убирать.

Не стоит агрессировать в ответ, подстройтесь к этой игре.

Например, представим это метель, можно включить сюда стихотворение “Снежинка” (Какая чистая, какая смелая), поиграть, попеть и убедить ребенка в том, что снежинки собираются в сугроб и их нужно отправить Деду Морозу, чтобы они не растаяли.

Применение методики через ИЗО
Применение методики через ИЗО

3.Больше конкретики. Разбить большую задачу на маленькие этапы.

Пример: нужно убрать в комнате, а ребенку неохота и кажется, что он это не осилит.

Предложите несколько вариантов:

  • разбить большое на этапы и пройти первый раз с ним вместе: эти подушки сюда, мячики в корзину, стулья в уголок и т.д.
  • рассказать поучительную притчу, которая напоминает, что нужно верить в себя, а не полагаться на других. Например, в методике “Воспитание искусством” разбирают притчу про лягушку, которая в трудный момент поверила, что сама сможет выбраться и всё получилось.
Обсуждение произведения на занятии "Воспитание искусством"
Обсуждение произведения на занятии "Воспитание искусством"

4. Единое понимание, каким должен быть результат.

Конфликт или недопонимание может возникнуть только в силу того, что вы просто по-разному представляете желаемый результат.

Пример: вы попросили убрать игрушки с пола, чтобы помыть полы. Ребенок убрал, но не на место, а на другую поверхность.

Вроде выполнил, но результат не тот.

Вывод: делайте более детальный запрос, покажите при необходимости, как и куда нужно убрать, договоритесь сразу о желаемом результате.

5. Контроль качества, который воспитывает ответственность за результат.

Если мы добиваемся качества при выполнении задания ребенком — важно объяснять и придумывать разные способы донесения информации, чтобы какой-то сработал именно на вашем ребенке.

Занятие в летнем лагере "Воспитание искусством"
Занятие в летнем лагере "Воспитание искусством"

А при оценивании результата нужно еще помнить о соотношении возраста и степени мастерства. Подмечать положительные моменты, говорить о том, что сейчас он сделал хорошо вот это, но завтра будет еще лучше, ведь он попытается снова и будет новый уровень его же мастерства.

Важно подкрепление

Помимо житейских ситуаций и воспитательных моментов, важно подкрепление со стороны литературы, например.

Ведь если что-то сказала мама, то это одно. А если это сказано в книжке или каким-то известным человеком — это совсем другое.

Поэтому очень важно завести полезную привычку чтения сказок, рассказов, былин, притч. И разбирать ситуации в них, размышлять, выводить на правильные мысли ребенка, соотносить героев и их ситуации с жизнью вашей семьи.

Музыкально-драматическое занятие
Музыкально-драматическое занятие

Тогда ему будет более очевидно решение, и, возможно, у него начнет появляться другое видение тех или иных ситуаций, проблемных моментов.

После прочтения можно порассуждать, задать вопросы, привести примеры, высказать мнение и послушать в обмен мнение ребенка.

Именно так и делают педагоги методики “Воспитания искусством”. Они подкрепляют еще это музыкальным сопровождением и возможностью проявить себя в сценической роли.

Это лишь малая часть советов, которые Вера Яшина дала в своем эфире.

Еще больше информации вас ждет при просмотре полной версии в нашем клубе “Воспитание искусством”.

Там вы узнаете:

  • про разные стратегии воспитания и роли родителя в них
  • об отрицательных и положительных поводах изменения поведения
  • о типажах детского характера и приемах взаимодействия с ними
  • и, как бонус, список притч, с которых стоит начать развитие ребенка.

Вступить в клуб можно по данной ссылке.

Присоединяйтесь. Всегда вам рады!

Также вам могут быть интересны и другие наши статьи: