Несмотря на жесткие законодательные ограничения, направленные на ликвидацию крупного феодального класса из числа мусульман Волго-Уралья в Приуралье сохранилась сословие татарских помещиков, имевших значительные земельные владения и использовавших для их возделывания зависимых крестьян (дворовых/ крепостных крестьян). Главным источником для изучения татарского поместного землевладения в конце XVIII в. выступают данные V государственной ревизии (переписи населения) проведенной в 1795 г. Согласно «ревизским сказкам» данной переписи на территории Уфимского наместничества проживало несколько татарских дворянских родов владевших крупными имениями. Одним из них являлись князья Яушевы, происходившие из арских князей. Представители данного рода (Бегиш-мурза Яушев) еще в конце XVI в. за верную службу царю получили в поместье Терсинскую волость с 44 дворами ясачных татар, в нижнем течении р.Иж (совр. Агрызский район РТ), а также обширные вотчинные земли в междуречье Большого и Малого Черемшана. К концу XVIII в. князья Яушевы потеряли значительную часть своих имений и вотчин. Единственным крупным владением Яушевых в Приуралье – отставного подпоручика Мухамета Усманова и Юсупа Смаилова, оставалась д. Верхние Ерыклы Мензелинской округи с 24 «душами» (д.) татарских крестьян. Кроме того за Юсупом Смаиловым в Арской округе Казанского наместничества была закреплена д.Кошар. Надо заметить, что с начала XVIII в. князья Яушевы, как и многие другие представители татарского служилого сословия потеряли свой высокий статус. Они, состояли в тягле и вместе со своими крестьянами платили ясак. Лишь в 1789 г. по представлению казанского генерал-губернатора П.С. Мещерского, на основании указа от 22 февраля 1784 г. (знаменитый закон екатерининской эпохи «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства») представители этого рода были восстановлены в числе российского дворянства.
Другим татарским родом, владевшим большими поместьями в Приуралье были Тевкелевы, ведшие свое происхождение от правителей Касимовского ханства. Наиболее известным представителем данного рода был Кутлуг-Мухаммед (Алексей Иванович) Тевкелев, к заслугам которого можно отнести основание г.Челябинска и участие в присоединении к России Казахских жузов. К-М. Тевкелев получив высокий статус генерал-майора и большое жалование приобрел во владение д. Болтасево и Мордва на р.Варзи (ранее принадлежали князьям Яушевым). Также К-М. Тевкелеву удалось купить значительные вотчинные владения более чем в 200 верст в Канлинской поземельной волости и поселить там своих крестьян из Казанского и Елабужского уездов.
По наследству имения К-М. Тевкелева достались его сыну Юсупу (Осипу Алексеевичу), а после его смерти его вдове Дарье Алексеевне и детям – сыну Шигангерею (Петру Осиповичу), дочерям Сарре-Туташ (Екатерине Осиповне, супруге секунд-майора, князя Мамет-Гирея Бековича Черкаского) и Софье Осиповне (супруге чиновника Уфимского земского суда Осипа Андреевича Алкина). По данным V государственной ревизии Д. Тевкелева владела д.Болтасевой на р.Варзи Мензелинской округи с 35 д. мужского (м.) и 32 д. женского пола (ж.п.), д.Терюш Тамак Белебеевской округи с 186 д. м. и 76 д. ж.п. Шигангерею Тевкелеву принадлежали в Мензелинской округе: часть д. Болтасево с 39 д. м. и 43 д. ж.п., д. Новая Болтасево на р.Базе с 74 д.м. и 89 д. ж.п., в Белебеевской округе: д.Ахуново на р.Тюрюш с 39 д.м. и 43 д. ж.п., д. Устюмово на р.Сюнь с 27 д. ж. и 38 д. м.п., Каръявдина на р.Учбулы с 18 д. м. и 26 д. ж.п., д. Устюмова на р.Сюнь с 27 д. м. и 30 д., д. Килимово с 132 д. м. и 172 д. ж.п., д. Кадыкеево с 28 д. м. и 30 д. ж.п. Наряду с владениями в Приуралье Ш. Тевкелев имел поместья в Вятском и Рязанском наместничествах, а общее количество его крепостных превышало 2 тыс. чел. Сестрам Ш. Тевкелева княжне С. Черкаской по наследству досталась д. Ломово с 70 д.м. и 95 д. ж.п., С. Алкиной – д.Сарыкамыш с 12 д.м. и 23 д.ж.п. Также семье Алкиных принадлежали д.Узы-Тамак, Мамет-Гиреевка тож при р.Узе. Сюда были переведены татарские крестьяне из Тетюшского уезда в количестве 20 д.м. и 25 д.ж.п.
По данным V государственной ревизии д.Буздяк Белебеевской округи принадлежала мурзе Сулейману Бадаеву, в которой проживали его дворовые люди (3 д.м. и 2 ж.п.) переведенные из Елатомской округи Тамбовского наместничества. В Бирской округе в д. Чиртанлы были поселены 2 дворовых человека мещерякского старшины Бахтияра Янушева, в д. Башировой за «мурзинской дочерью» Рахан Смаиловой Давлет-Кильдеевой и князем Мосеем Еникеевым числилось по 2 д. крепостных крестьян. В Оренбургской округе имелось имение капрала лейб-гвардии Семеновского полка князя Мухамет-Рахима Чанышева – сельце Чанышево (Тулупов-Ерик), полученное им по наследству от своего деда касимовского мурзы Биктемира Чанышева. Наряду с крепостными М. Чанышева (2 д.) в вышеозначенной деревне проживали дворовые люди: его жены Асылбики Адильшиной (5 д.) отданные в приданное ее братьями из д. Чуртанлы Пензенского наместничества, его дяди, прапорщика Ибрагима Чанышева (3 д.) переведенные из д. Темегеневой Касимовской округи Переяславского наместничества, жен И. Чаныешева – Фатимы Батыршиной (4 д.) отданные в качестве приданного ее отцом, князем Батыршой Максютовым, Зигвеи Курманаевой (1 д.) доставшаяся ей от отца, князя Курманая Шакулова, а также князя Ахмета Чанышева (5 д.) переехавшие из д. Бугульчан Оренбургской округи.
Наряду с татарами-мусульманами в числе крепостных/дворовых крестьян татарских помещиков были пленные-мусульмане (помещикам мусульманам законодательно запрещалось иметь у себя крепостных из числа христиан) из других стран, выкупленные в казахской степи и Средней Азии. В частности в имении первого муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджана Хусаинова в д. Федоровка, Мухамеджанка тож проживало 3 крепостных человека – араб Арыслан Изумруден, черкес Карач Койтукин и перс Баязит Мусин. Всего же по данным на 1795 г. в Уфимском наместничестве насчитывалось 26 имений татарских дворян с 944 душами дворовых/крепостных крестьян из числа мусульман.