Найти тему
МОСИНЖПРОЕКТ

История строительства дорог в России. Часть II.

Продолжаем рассказывать об истории строительства дорог в России.

У Екатерины II были свои мысли насчет «першпективной» дороги. Она отказалась от плана Петра I соединить две столицы прямой линией. Основными причинами прекращения работ на втором участке (от Волхова до Москвы) были сложность трассы и излишняя дороговизна работ. С 1740 по 1764 год государством было потрачено на дорожное строительство более миллиона рублей.

В 1786 году императрица одобрила доклад Комиссии о дорогах в государстве «Об устроении дорог между столицами». Это был грандиозный для того периода план реконструкции. Решением было выделить на работы четыре миллиона рублей и окончить их в 1790 году. Дорогу предлагалось вымостить камнем в пределах Петербургской, Новгородской и Тверской губерний, в Московской мощение камнем предполагалось только в грязных местах. Ширина мощения была определена в четыре сажени (чуть больше семи метров). По краям планировалось провести дороги шириной в полторы сажени (чуть меньше трех метров) для проезда в сухое время. Подготовлены были проекты каменных мостов для переправы через небольшие водоемы. На больших реках собирались строить плашкоутные (наплавные) мосты.

Недостаток средств в бюджете не позволил полностью осуществить этот масштабный план. Правительство выделило 1 млн 300 тыс. рублей. Граф Луи Филипп Сегюр в «Записках графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II», писал так:

«18 января 1787 года мы пустились в путь. <...> Было 17 градусов мороза, дорога прекрасная, и мы ехали славно. Наши кареты на высоких полозьях как будто летели. Чтобы защищаться от холода, мы закутались в медвежьи шубы, надетые сверх другой, более нарядной и богатой, но тоже меховой одежды; на головах у нас были собольи шапки. Таким образом, мы не замечали стужи, даже когда она доходила до 20 градусов. <...> В 72 верстах от Петербурга мы остановились отобедать в маленьком, новом и красивом городке Рожественске (Рождествено). Здесь ее величество, возвратившись к своей обычной веселости, с крайнею любезностью выразила мне удовольствие по поводу заключения торгового трактата, подписанного за несколько дней перед тем ее министрами и мною».

В будущих постах продолжим делиться с вами историей строительства в России. Также поделимся тем, как над строительством дорог в России работает АО «Мосинжпроект».

Фото: Wikimedia Commons