«Этот мир комичен для тех, кто думает, и трагичен для тех, кто чувствует». Гораций Уолпол
«Звериные истории» — спектакль-метафора, спектакль-тонкий слепок человеческой природы, спектакль в равной мере и комичный, и трагичный, называется «Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно».
О чем речь собственно?
О спектакле «Звериные истории» Дона Нигро, который нынче дают в Молодежном театре. Но давайте немного предыстории.
Меня, как человека чрезвычайно любопытного, в первую очередь заинтересовало название и весьма короткое и сдержанное описание: «Животные в пьесе Дона Нигро — это скорее метафорические понятия и смысл. А то, чем они делятся, — это глубоко личные темы и страхи, о которых человек редко говорит вслух». Истории, метафора, страхи, человек — этого достаточно, чтобы отправиться смотреть.
Потом подключился Гугл, и интерес сильно возрос.
Оказывается, некий Дон Нигро — современный американский драматург, живет в Америке, пишет пьесы, и, как свидетельствуют критики, каждая из 450 пьес заслуживает особого внимания, так как любая пьеса Дона — это крутой замес русского психологического театра, традиций Шекспира и американского постмодернизма. Хорошее начало!
В Россию пьесы шли долго, как-то не привлекало переводчиков творчество Дона. А в 2015 году в Петрозаводске поставили первую пьесу, и случился бум признания — теперь Дон Нигро, оказывается, не сходит с российских театральных подмостков, и все, начиная от Калининграда до Камчатки, ставят пьесы американца.
Краснодар тоже решил не стоять в углу, и в Молодежном театре Даниил Безносов поставил эту легендарную пьесу, которая уже успела стать народной. «Звериные истории» собственной персоной!
Если сказать в трех словах — это очень тонко, проникновенно и пронзительно. Смотрится на одном дыхании. 11 коротких сцен, в главных ролях, как вы догадались по названию, животные. Минимум декораций и максимум смысла и работы воображения. Каждая сцена — это проявление человеческой природы, порой нелицеприятной и глупой, а порой — пронзительно глубокой и чувствующей.
Спектакль с первых минут настолько поглощает внимание, что прийти в себя получается только через пару дней после просмотра. И впечатление от спектакля явно неоднородное. Местами он тебя злит, раздражает, вызывает злость — какого черта вы решили смеяться над моей природой, а местами вызывает слезы, глубокую грусть и вдруг смех и какое-то очень простое умиление.
После спектакля я еще неделю крутила в голове обрывки фраз, монологи, ситуации и невольно начинала применять образы, показанные на сцене, на себя, своих знакомых, друзей. И каждый раз внутри говорила: «Вот, блин, какое тонкое наблюдение! Ведь люди именно так себя и ведут!». И порой не хочется это видеть и признавать, но когда смотришь на это через призму звериных историй, то происходит какая-то важная психологическая разрядка.
Дон Нигро бесспорно шикарный рассказчик, искусный наблюдатель, тонкий психолог, а Молодежный театр — великолепная площадка, чтоб погрузиться в метафоричный мир и вынырнуть с собственными драгоценными находками.
В общем, до встречи в театре!
Евгения Гринько
тренер по публичным выступлениям и сторителлингу