Найти тему
Инна Юлусова/Мери Рич

Песочная терапия. Основное

Оглавление

Для организации процесса песочной терапии потребуются:

  1. Водонепроницаемый деревянный ящик (50x70x8)
  2. Чистый просеянный песок
  3. Вода (графин или лейка с водой)
  4. Коллекция миниатюрных фигурок

Проективная психодиагностика в песочнице. Понимание песочных картин. Индивидуальная форма

Ключевыми характеристиками песочных картин являются:

  1. Энергоинформационное поле песочной картины;
  2. Основная идея песочной картины;
  3. Сюжет (сюжеты) песочной картины;
  4. Конфликтное содержание песочной картины;
  5. Символическое поле песочной картины;
  6. Стиль ситуативной коммуникации групповой песочной картины

1. Энергоинформационное поле песочных картин

Каждая песочная картина обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Каждый человек, разглядывающий песочную картину, соприкасается с ее энергоинформационным полем:

  • От некоторых картин кружится или болит голова;
  • Другие картины как будто "засасывают тебя внутрь";
  • Вызывают раздражение;
  • Ощущение покоя;
  • Равнодушие;
  • Радость;
  • Тревогу и т.д.

2. Основная идея песочной картины

Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, "потребности", "зону ближайшего развития", автора. Узнать основную идею песочной картины можно 3 способами:

  1. Попросить клиента дать название миру, созданному в песочнице.

2. Предложить клиенту ответить на один из вопросов:

а) что это за мир?

б) что это за страна?

в) что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?

г) чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?

3. Предложить клиенту описать песочный мир.

3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины

Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета.

Например, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные возрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.

Можно разделить картины по сюжетной динамике на три вида:

  1. динамичные;
  2. статичные;
  3. смешанные.

Динамичные картины имеют героя, который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет. Мы можем увидеть прошлое (мир, из которого вышли герои) и их будущее (мир, куда они стремятся).

Таким образом клиент уже сам рассказывает о целях консультирования (правда, в зашифрованном, метафорическом виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого использовать.

Статичная картина — это стоп-кадр некоего сюжета. Время остановилось. Герои таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни. Или мы застаем их в момент какого-то действия (работа, игра, трапеза, купание, охота и пр.). Но в любом случае, это привычный для них вид деятельности. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие задания:

Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как это происходило? Что ожидает эту страну в будущем? Представьте себе, что первый день творения в этой стране закончился, наступила ночь, а за ней и новый день. Расскажите, что произошло в этой стране.

Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может означать, что человек нашел для себя некую «зону стабильности» и пока не стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время «пожить» в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений.

В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоторого героя, который налетает на страну и разрушает ее.

Смешанные картины могут содержать 2 мира:

  • Статичный;
  • Динамичный

4. Конфликтное содержание песочных картин

Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.

Есть картины, в которых конфликтное содержание лежит "на поверхности". "Похоже, у автора не все на душе спокойно". Здесь речь идет о явном конфликтном содержании.

Но есть немало внешне благополучных картин наличие конфликта в которых можно ощутить лишь на интуитивном, энергетическом уровне. При этом возникает странное ощущение: вроде все хорошо и красиво, но откуда тогда тревожный фон? Здесь речь идет о скрытом конфликтном содержании.

Если вы поймали энергию скрытого конфликта, не надо выводить клиента на чистую воду. Раз он что-то скрывает, значит, время для откровений еще не пришло и клиенту необходимо набрать для этого достаточное количество сил. Остается терпеливо ждать. Рано или поздно подавляемый конфликт выйдет на поверхность.

Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками:

  • Уровень агрессии;
  • Направленность агрессии;
  • Адресность агрессии;
  • Динамика проработки внутреннего конфликта.

Уровень агрессии:

Высокий

Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются активные агрессивные действия.

Средний

Если герои картины только готовятся к войне, или во внешне спокойном мире есть некоторое количество вооруженных фигур, не задействованных в активных военных действиях.

Низкий

Если песочная картина представляет собой мирное зрелище.

Направленность агрессии

Аутоагрессия -

Проявляется в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор

Гетероагрессия -

Проявляется через противоборство армий в песочнице, а также в активных действиях главного героя по отношению к другим персонажам и элементам композиции.

Адресность агрессии показывает адресата агрессивных действий. Фигурка, на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, бабушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга).

В Юнгианской песочной психотерапии существует описание динамики проявления конфликтного содержания картины.

Выделяют три стадии:

  • Хаос - предметы беспорядочно расставляются или перемешиваются с песком, картины быстро сменяются одна другой и т.д.;
  • Конфронтация - выделяются активные противоборствующие стороны, которые ведут между собой баталии;
  • Консолидация - герои картины, наконец, приходят к согласию и объединяются; погибают активные злодеи, добро побеждает.

Нередко стадия хаоса замещается стадией поиска покоя и стабильности.

В песочнице происходит отреагирование внутреннего напряжения.

Ресурсное содержание песочной картины

Проявление ресурсного содержания

  1. Наличие особой позитивной энергетики в картине;
  2. В картине или в рассказе о ней имеется созидательная идея, стремление;
  3. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий;
  4. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта;
  5. Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей;
  6. Потенциальные ресурсные возможности человека проявляются в его песочной картине в качестве чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации;
  7. Наличие фигур-помощников.

Если психолог не может в картине клиента найти ресурсное содержание и в картине идут бои, происходят катаклизмы, то имеет смысл привнести ресурсное содержание, к примеру, спросив:

"Неужели ничто и никто не может им (ему) помочь?! Может, найдется добрый помощник?"

5. Символическое поле песочной картины

Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.

Что обычно анализируют в песочных картинах?

  • миниатюрные фигурки;
  • ландшафт композиции;
  • расположение предметов и объектов ландшафта в пространстве;

Условно можно разделить символическое поле песочной картины на три части.

В символическое поле войдут:

  • символизм пространственного расположения предметов в песочнице;
  • символизм ландшафта песочной картины;
  • символизм предметов, использованных в песочной картине

Символизм пространственного расположения предметов в песочнице

Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равных части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.

По вертикали:

Символизм пространственного расположения предметов в песочнице. Таблица 1
Символизм пространственного расположения предметов в песочнице. Таблица 1

По горизонтали:

Символизм пространственного расположения предметов в песочнице. Таблица 2
Символизм пространственного расположения предметов в песочнице. Таблица 2

Вопрос: какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми?

Посмотрим теперь, о чем могут рассказать фигурки, попадая в определённый сектор песочной картины.

Символизм ландшафта песочной картины

Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Многоплановый или однообразный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.

Из личных архивов
Из личных архивов

Типичными атрибутами ландшафта являются:

  • Водоемы: ручьи, озера, пруды, водопады, моря;
  • Отдельные фрагменты суши внутри или около водоема: мыс, коса, остров;
  • Равнина: пустыни, долины, сады, леса;
  • Возвышенности: холмы, курганы, сопки, горы;
  • Естественные природный углубления: пещеры;
  • Связующие элементы: мосты, тоннели, дороги, тропинки.

У взрослых невыраженный ландшафт появляется после перенесенных тяжелых болезней, утрат, стрессов, как показатель стабилизации внутренних процессов. С другой стороны, невыраженный ландшафт говорит о том, что человек не хочет сейчас углубляться в недра своего внутреннего мира и заниматься исследованием себя. Наконец, картины с невырадкеным ландшафтом и малым количеством фигурок создают люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии. Также плоскую песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей.

Символизм предметов, использованных в песочной картине

Важно понять следующее: предметы несут в себе многоуровневое значение, информацию личного и коллективного бессознательного. Находясь в символическом поле песочной картины и исследуя личное содержание образов, мы будем последовательно прорабатывать три уровня личного символического значения:

  • поверхностный (первая реакция, первая ассоциация, первая обратная связь относительно некоторого образа; содержит как ресурсные, так и проблемные элементы);
  • проблемный (актуализирует конфликтные, амбивалентные переживания; содержит как ресурсные, так и проблемные элементы);
  • глубинный (связан с личностными ресурсами, проявлением силы духа или иными глубинными переживаниями).

6. Стиль ситуативной коммуникации групповой песочной картины

Для понимания содержания групповых песочных композиций мы используем четыре показателя, "стиль ситуативной коммуникации": (ССК).

  • характер взаимодействия участников группы между собой;
  • распределение ролей в группе;
  • стиль поведения каждого участника группы;
  • ценности, объединяющие участников группы.

Характер взаимодействия участников группы между собой:

  • сотрудничество

Если все участники в песочнице слушали друг друга; члены группы уважали друг друга, но при этом каждый участник игры имел свою территорию, связанную коммуникациями с другими, - мы можем говорить о сотрудничестве.

  • ассимиляция

Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; "территории" членов группы не выделены, размыты; все подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание, это стиль ассимиляции.

  • параллельная игра

В этом случае в песочнице можно увидеть несколько "параллельных миров" - автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы). Если вы наблюдаете именно это - можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и "параллельная игра". Иногда тот, кто ведет "параллельную игру", потихоньку может захватывать территории спорящих.

  • конфронтация

Если в группу "попали" два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт (группа разделилась на подгруппы)

  • борьба за территорию

В этом случае участники группы стремятся захватить территории друг друга. Идет борьба за власть и территорию.

Распределение ролей в группе

Обычно сразу проявляются лидеры и их направленность: созидательная, разрушительная, а также стиль руководства: демократический или авторитарный.

Стиль поведения каждого участника группы

Есть люди, которым необходима только индивидуальная работа, а есть такие, для которых наиболее продуктивна групповая работа. Вести наблюдение за динамикой изменения стиля поведения участников группы можно с помощью протокола. Ведущий выставляет оценку каждому участнику группы на интервале от 0 до 10 баллов.

Балл "5" показывает отсутствие явной выраженности качеств.

Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отчёта, символизируют гипервыраженность качества и поэтому обычно не выставляются.

Ценности, объединяющие участников группы

Фигурки элементы ландшафта, символизирующие общие групповые ценности, располагаются в центре (удовольствие и развлечения - в центре мы можем увидеть развлекающие фигурки; духовные устремления - в центре будет расположен Ангел, Храм, Мудрец, Учитель; стремление к успеху и проявлению себя - в центре мы увидим гору)

Первая консультация

Первый шаг - демонстрация песочницы.

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок.

Варианты инструкций для игр с песком:

Познакомиться с клиентом, понять особенности его внутреннего мира, специфику его затруднений.

Задача: сбор диагностической информации.

Если специалист хочет познакомиться с клиентом "поближе", увидеть "срез" его внутреннего мира в данный момент, это означает, что клиент обратился по поводу личных затруднений (застенчивость, раздражительность, усталость, "все надоело" и т.д.) В этом случае лучше подойдет "свободная инструкция":

"Вы можете создать в песочнице все, что пожелаете".

Если терапевт желает исследовать определенную сторону жизни клиента (трудности во взаимоотношениях с членами семьи), тогда инструкция будет носить "семейный оттенок":

"Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые будут играть роль членов семьи. В песочнице создайте, пожалуйста, среду для жизни членов вашей семьи. Расположите их в песочнице таким образом, чтобы каждый член семьи занимался наиболее привычным для себя делом".

Если клиент обратился по поводу часто повторяющегося сна, инструкцию можно сформировать так: "Пожалуйста, воссоздайте свой сон в песочнице". Или: "Вспомните самый яркий (или ключевой) эпизод из вашего сновидения. Создайте его в песочнице."

Таким бразом специалист собирает информацию либо о внутреннем мире клиента, либо о характере его взаимоотношений с другими и формирует задачи терапевтического консультирования для конкретного клиента. Здесь могут быть использованы инструкции "тематического" или "моделирующего" характера.

  1. "Тематические" инструкции для проработки определенного сюжета личной истории клиента или конкретной жизненной ситуации (например, "моя юность", "мой сон", "самое яркое воспоминание в моей жизни", "любимое место на земле", "конфликт: я и некто", "эпизод любимой сказки"...;
  2. "Моделирующие" инструкции используются для моделирования определенного переживания или состояния; это особенно важно, когда у клиента недостаточно опыта переживания:
  • ресурсных состояний ("место, где я отдыхаю", "праздник жизни", "радость", "то, что я люблю", "гармония", "самый счастливый день в моей жизни", "удача", "райское место"...)
  • состояний аутентификации ("Вылепите из песка фигуру, образ вашего помощника", "Представьте себе, что ваша цель достигнута, создайте в песочнице образ достигнутой цели", "Мудрец на краю Вселенной", "Выберите одну фигурку, рассмотрите ее, а потом перенесите в песочницу. Создайте для нее максимально комфортную среду"...)
  • важнейших жизненных ценностей ("Истина", "Любовь", "Жизнь и Смерть", "Покой", "Честность", "Счастье", "Простота", "Вера", "Свобода", "Смирение", "Достоинство" и т.д.)

"Позиции" и стратегии песочного терапевта

Важно найти собственныц стиль. При этом главным ограничением в процессе поиска собственного стиля является высказывание: "Разрешено все, что не противоречит общечеловеческой и профессиональной этике". Что это значит? Например, специалист не имеет права без разрешения клиента дотрагиваться до фигурок и переставлять их в песочной картине - это противоречит профессиональной этике. Так же специалист не имеет права высказывать оценочное суждение относительно песочной картины клиента: "Это у тебя (вас) неправильно (плохо, неудачно), а это - хорошо (правильно). Недопустимым является и "вынесение приговора" клиенту: "У вас фигурка находится там-то, это значит, что у вас проблема такая-то".

Два наиболее продуктивных стиля ведения песочной терапии:

Стиль 1: "Философ-организатор среды":

"Создайте в песочнице все, что пожелаете, любой мир: все, что пожелают создать ваши руки и душа.

Важно обобщить для клиента значимость того, что происходило в процессе игры:

"Некоторая часть вашего внутреннего мира сегодня открылась вам. Вы увидели это, быть может, с чем-то познакомились, что-то узнали. Но что? И насколько это представляется важным для вас? Хотели бы вы поговорить об этом сейчас? Или вы хотите побыть с этим состоянием и переживанием? Так или иначе, то, что вы сделали сегодня, является важным для вас, для вашей жизни, для вашей души... Мы можем поговорить об этом тогда, когда вы сочиете нужным".

Основные вопросы:

  • Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?
  • Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине?
  • Как сюжет или герой вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни?
  • Быть может, вы сделали для себя некое открытие, если так, хотели бы об этом рассказать?

Стиль 2: "Активный соучастник процесса". Этот стиль подходит для человека, имеющего кипучую, творческую натуру.

Позиция психолога в данном стиле - это позиция генератора идей, комбинатора. Стратегия психолога основана на стимулировании у клиента желания вносить изменения в картину, выстраивать конструктивную динамику, приобретать новый опыт, осмысляя прежний.

Например, психолог чувствует в картине клиента недостаток жизненных сил, упадок, тогда он просит клиента создать новую картину на основании моделирующей инструкции "Праздник жизни". Если другой песочницы нет, то психолог может предложить клиенту разобрать старую картину и создать новую.

Акценты:

  • Если что-то не устраивает, что можно изменить, чтобы стало лучше?
  • Есть ли в картине нечто, что можно использовать, трансформировать, осваивать? Это есть всегда!

Продолжительность и частота терапевтических консультаций с использованием песочницы:

  • С ребенком 30 минут
  • С подростками и взрослыми, в среднем, 45-50 минут
  • 6-8 сеансов - снимается острое психологическое напряжение
  • 12-15 сеансов - полный курс.

Из базового курса по Методу Комплексной Сказкотерапии

Автор блога
Автор блога

Читайте: