С момента релиза первой пластинки Gorillaz прошло достаточно времени для того, чтобы вымышленные участники квартета — 2D, Мёрдок, Нудл и Рассел — стали культовыми звёздами, на счету которых миллионные продажи альбомов и множество наград, включая Грэмми.
Gorillaz занесены в книгу рекордов Гинесса как «самая успешная виртуальная группа», что фиксирует их преимущество над другими виртуальными группами (если такие есть), но полностью устраняет из конкуренции с реальными коллективами.
Заслуженно ли это, и чем вообще виртуальная группа отличается от реальной?
Виртуальность и виртуальность – это вообще что значит?
Согласно определению, виртуальным называется объект, пространство или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при акте творения. Когда обитатель реального мира не просто порождает что-то такое же, как и он сам (как в случае с родами), но создаёт идею, руководствуясь знаниями о себе и окружении (что значит по образу и подобию), которая обретает жизнь внутри собственного виртуального мира.
Автор может влиять на законы придуманной вселенной и создавать в ней события, однако оказаться внутри получится только при наличии соответствующего аватара, отвечающего требованиям виртуального пространства. То есть живой человек сможет отправиться в мир идей только в том случае, если сам конвертируется в такую же идею.
История виртуальных артистов: The Beatles, David Bowie, Kraftwerk
Артисты много раз попытались наладить мост между двумя мирами: в котором родились и который придумали. Среди музыкантов одними из первых были The Beatles, чьи жизнь и музыка стали сначала фильмом, а потом и мультипликацией.
Дэвид Боуи пошёл дальше. Ему было сложно писать песни для самого себя, и он подменил свою личность космическим пророком Зигги Стардастом. Ему Боуи подарил свои талант и тело, сделав того частью реальности. По факту Зигги Стардаста никогда не существовало, однако он выходил на сцену, записывал альбомы и однажды умер.
Последователями Боуи в этом деле стали Kiss, Marilyn Manson, Madonna и многие другие артисты, скрывающие свою личность за театральными масками. Еще дальше хотели пойти первые в мире электронщики Kraftwerk. Убрав из музыки живые инструменты, они лелеяли мечту о том, чтобы устранить из неё и живых людей.
Основатели Kraftwerk Ральф Хюттери Флориан Шнайдер позиционировали музыканта как работника на мануфактурном производстве, чья участь — быть заменённым машиной в угоду автоматизации. В некоторых клипах Kraftwerk вместо живых людей снимаются манекены, повторяющие внешность участников. Но отдать им всю деятельность группы немецкой группе так и не удалось.
«Мультики — это для детей, они не настоящие»
И всё же, до Gorillaz никому не удавалось так умело смешивать два мира воедино. Причина этого кроется в виртуозном жонглировании обоими пространствами одновременно. К созданию песен привлекается огромное количество вполне реальных музыкантов, участие которых не ограничивается одной лишь работой на студии.
Соглашаясь на сотрудничество, артисты получают собственные цифровые аватары, которые затем отправляются в мультипликационное измерение группы. Там они делят с Gorillaz жильё, участвуют в погонях и по-разному влияют на ход событий.
Сами участники Gorillaz тоже вполне успешно выбираются из своего виртуальной пространства. Они дают интервью известным изданиям вроде Esquire, участвуют в программе «По домам» и играют живые концерты.
В медийности группа ничем не уступает своим конкурентам из плоти и крови. Например, Мёрдок рассказывал каналу MTV о своих отношениях с другими звёздами, а 2D участвовал в записи трека группы Massive Attack — «Small Time Shot Away».
Со стороны слушателя вся виртуальность Gorillaz заключается лишь в том, что их пока ещё нельзя потрогать руками даже при встрече. Это, безусловно, делает их не такими настоящими, какими являются ныне творящие музыканты, но вот вам идея. Gorillaz ничуть не виртуальнее распавшихся групп, Курта Кобейна, Джима Моррисона и Тупака Шакура. Никого из них руками потрогать нельзя. А голограмма Тупака уже как-то раз отыграла собственный концерт.
Насколько прав был Кайл из Южного Парка, который в монологе о воображаемых персонажах утверждал, что «в какой-то степени, они реальнее многих из нас»?
Концепция аватаров работает и в другую сторону
Представим, что для одного из концертов создатели Gorillaz наняли актёров, наложили на них грим, чтобы те стали максимально похожими на 2-D, Мёрдока, Нудл и Рассела. Будет ли это означать, что Gorillaz вышли в наш мир?
Нет. Если актёр нацепит на себя маску 2-D, он им не станет. 2-D из виртуального мира. Он рождён нарисованным, а человек в маске будет просто изображать его. Чтобы настоящий 2-D вышел к нам, ему нужен аватар здесь. Такой же, какими обладают приглашенные в клипы Gorillaz музыканты.