Начало. Глава 1
- К нам тоже приезжай, Женя – Камила поднялась со стула, - слышишь, что говорю, Женя, приезжай к нам на Старый Новый год! Евгений, я сразу поняла, ты, золотой человек. Вот прямо при муже признаюсь, я полюбила тебя! Ислам, только не ревнуй!
Остаток дня прошел довольно сумбурно. Мужики пришли из бани, Зиннур с Ракией ушли. Сания посадила помывшихся за стол, с ними вместе сели и Ислам с женой. Чаю предложила, с медом, с вареньем, после бани само то, но Евгения это не совсем устроило
- Саниюш, после бани сам Бог велел по рюмке коньяка пропустить, тем более уже лимон на столе. Чаю после этого можно попить.
- И до бани тоже не грех, наверно, только по наперсточку – поддержал его Ислам
Сания взглянула на Камилу, не возражает ли она. Та лихо махнула рукой
- Неси, Сания, и я не откажусь, Новый год раз в году бывает, да и за столом в такой компании, когда еще посидим.
- Ладно, не буду против течения грести, что с вами делать? Несу!
Достав из серванта крошечные рюмочки, поставила на стол, принесла бутылочку коньяка.
- Ислам, разливай, угощай, раз родителей нет, ты здесь хозяин.
- С удовольствием! А себе почему рюмочку не поставила?
- Я же в баню не ходила. Ислам, я не могу такое крепкое пить, организм не принимает, мне и бокала вина многовато.
- Ну, стало быть мы за тебя выпьем!
Выпили коньяку сколько-то, чаю попили не торопясь, с разговорами. Виктор ушел отдыхать, Евгений пошел в мастерскую к детям, вскоре оттуда раздался смех, какая-то возня. Сания улыбнулась, Женька всегда был затейник, развлекает молодежь.
Ракия с Зиннуром пришли из бани, Ислам с Камилой ушли. Пришедшие сели за стол, к ним присоединился Виктор, забрав у детей Евгения и, притащив его с собой.
Сания, к приходу хозяев заварила свежий чай, их и остальных угощала. Застолье перетекло в ужин, Камила, распаренная и усталая после бани, потребовала еще коньяка, какового не оказалось, зато было несколько бутылок хорошего вина.
Сания накормив ребят на кухне, отправила в детскую смотреть телевизор, поставив им на стол фрукты, конфеты и колу.
- Ребята, угощайтесь, если что нужно будет, спрашивайте.
За столом шумно, все стали хорошие, все друг другу брат, почти сестра. Виктор с Женей уже дом построили с резным крыльцом, только не могли решить, нужен второй этаж или мансарды достаточно.
Камила вздумала признаваться Сание в своих чувствах, рассказывать, как она ее всегда любила, завидовала, но любила прямо всем сердцем. Не знай смеяться Сание, не знай плакать! Да, уж, любила ее Камила, Сания это прямо всем нутром чувствовала.
Ракия устала от длительного застолья. Такого еще в этом доме не бывало, но выгонять гостей из-за стола неудобно, приходится терпеть, хоть и глаза уже смыкаются. Зато Сание очень даже удобно
- Гости дорогие, думаю, нужно дать хозяевам отдохнуть. Время позднее, наверно, пора по домам.
Евгений посмотрел на свои часы
- Мать честная! Как мы засиделись! Ракия-апа, Зиннур-абый, простите, ради Бога. Я так обрадовался возможности целый день провести в кругу друзей, что совсем забыл о приличиях. Простите, и я пойму, если вы больше никогда не пригласите меня в свой дом.
Ракия прямо растрогалась от таких слов, какой одинокий человек, как он нуждается в тепле семейного очага
- Евгений, не извиняйся, пожалуйста, ничего страшного не случилось. Ты в этом доме всегда желанный гость, как может быть иначе, ты же друг наших Сании и Виктора. Звони, заезжай без приглашения, в бане помыться или просто так.
- Спасибо огромное, Ракия апа! Не буду злоупотреблять вашим гостеприимством, но, когда очень заскучаю, то приеду, уж не обессудьте.
- К нам тоже приезжай, Женя – Камила поднялась со стула, - слышишь, что говорю, Женя, приезжай к нам на Старый Новый год! Евгений, я сразу поняла, ты, золотой человек. Вот прямо при муже признаюсь, я полюбила тебя! Ислам, только не ревнуй!
Ну, Сания, если уж ты нас выгоняешь, наливай по бокальчику на посошок!
- Нет больше ничего, Камила, могу только колу предложить.
- Ну, и ладно! У нас дома целый бар. Виктор, Евгений, поехали к нам, оттуда нас выгонять некому. Ислам, ты почему не зовешь друзей к нам? Я хочу продолжать веселиться!
- Камила, пошли одеваться, поздно уже, гости к нам в другой раз приедут. Мама, ты извини нас, Камила иногда не контролирует себя. Мы сейчас уедем, только ребят позову.
- Ничего, сынок, чужих здесь нет, никто ее не осудит. Поезжайте, сын, поздно уже.
Проводив гостей, уложив мужей и детей, Ракия с Санией прибрались, проветрили гостиную. Устали обе, особенно Ракия, годы уже, понятное дело, пенсионерка.
- Сания, чем больше живу, тем больше убеждаюсь, как много зависит от женщины. Если бы сегодня наша Камила не поддержала мужчин, они бы не выпили столько. Правда же?
- Не знаю, апа, что и сказать. Камила меня очень удивила. У нее взрослая дочь и сын подросток, и она не думает, что дети ее увидят в таком состоянии. Часто у нее так случается?
- Не могу сказать, Сания. Обычно в доме у нас не бывает спиртного. Но вот Первого мая мы их позвали на дачу с ночевкой. Первого они не смогли приехать, были у сватов. Второго приехали все вместе, выпивки с собой привезли. Камила уже была не очень-то трезвая. К вечеру вообще выпала и уснула на террасе.
- Ильхамия-апа там же была?
- Да! Но она не осуждает дочь, жалеет ее. Говорит, у нее работа трудная, вообще жизнь тяжелая, четверых детей растит. Я не вмешиваюсь, но Ислама жалко. Хотя, сама видишь, он меру знает, я не видела никогда его сильно пь яным.
- Апа, ты прости меня, это я навлекла на твой дом такое безобразие. Не надо было Евгения приглашать, ничего этого не случилось бы.
- Сания, ты что? Ничего и не случилось. Подумаешь, выпили мужчины. Пусть лучше при нас, за столом с хорошей закуской, чем где-то у неизвестно каких друзей. Не каждый день такое бывает. Не поскандалили, посуду не били.
Скажу по секрету, и такое бывало в этом доме. Еще моя первая свекровь была жива, мы с Зиннуром только поженились, парни еще неженаты были. Отец чем-то разозлил ее, она как грохнет стопкой тарелок об пол! Ой, как я напугалась, такая досталась свекровь! Хоть беги бегом разводиться, и домой, к своей мамке.
Посмеялись, Сания немного успокоилась. Весь день она чувствовала себя неудобно. Приехала с семьей, еще и Женька тут. Нарушила покой своей апа, сколько хлопот доставила.
Утром Сания выговорила мужу
- Виктор, зачем было звать Женю? Мы сами в гостях, хотел бы с ним встретиться, поехал бы сегодня сам к нему. Я понимаю, он тебе друг, но у нас семья. Ты уж прости, мне комфортно только с тобой и нашими детьми. Дружи с кем хочешь, Вить, но вне семьи.
- Сания, радость моя, ты что? Так хорошо посидели, по-моему, Женька понравился твоим родственникам.
- Да, этого у него не отнимешь, Женька умеет нравиться. Однако, не зови его больше, ладно?
- Как не звать? Он обещал детям, мы сегодня все вместе идем на каток. Собираемся здесь, у Ракия-апа.
- Кто собирается? Я почему слышу об этом в первый раз?
- Все, Ислам со своими детьми, мы со своими и Женька. Так, я забыл тебе сказать, мы же были в мастерской, когда договаривались.
- Хорошо, ступайте, только после катка все по домам, чтобы я не видела у Ракии-апа никаких гостей! Думаю, ей двух дней вполне хватило.
- Саниюш, а ты? Разве ты не пойдешь с нами на каток? Ты же рассказывала, как вы всем двором зимой на коньках катались, как ты любила лыжи и коньки.
- Витя, это было давно. Теперь я не уверена, что смогу на коньках устоять. Ступайте одни, я поеду к маме.
- Зачем, Сания? Опять только расстроишься. Ты же понимаешь, ты там никому не нужна.
- Понимаю, но, Вить, она же мать моя. Может она не в своем уме, может сейчас я ей не нужна, но в детстве мама любила меня. Мне так кажется. Даже если это не так, мама не отказалась от меня, не отдала в приют. Я выросла в хорошей семье.
Вить! Мы с тобой сто раз это обсуждали, давай, больше не будем. Я стану навещать мать каждый раз, как мы приедем в Казань.
Снова в доме началась кутерьма. Проснулись девочки, приехал Ислам с Аделей и Маратом, вскоре и Женя появился. Ракия усадила всех завтракать. Накормила, напоила.
- Поели? Вот теперь отправляйтесь на каток. Накатаетесь, возвращайтесь к нам, я эчпочмаки(треугольники) буду стряпать.
Сания только руками взмахнула, как можно? Но и указывать апа, что ей делать, что не делать, тоже нельзя. К матери до вечера не попасть, неужели Ракия-апа будет с тестом возиться, а Сания уйдет из дома по своим делам?
Евгений был огорчен, что Сания не идет на каток, она же каталась в детстве на коньках, он помнит, все тогда катались.
- Сания, ты почему с нами не идешь? Погода на улице, просто прелесть, пойдем, не отказывайся!
- Не хочется, Жень, я немного утомилась. Лучше побуду дома, апа помогу.
- Ладно, Саниюш, только знай, я стол в ресторане заказал, вечером пойдем ужинать всей компанией. Это еще не все, завтра у нас поход в Драмтеатр. Предупреждаю заранее.
Сания не нашлась сразу, что ответить, растерявшись от такого напора. Немного подумав, ответила
- Спасибо, Жень! Но мы приехали не веселиться, просто побыть с родными и немного отдохнуть. Извини! Послезавтра мы улетаем, не можем мы надолго оставлять свою работу, не я, тем более, Виктор.
- Да, ты что? Витя говорил, вы с неделю побудете в Казани. Я составил программу развлечений для взрослых и детей. Зачем же ты лишаешь всех нас удовольствия общения?
- Все хорошо, Женя, но в меру. Может Виктор решил позволить себе такой отдых, но я не могу. У меня рынок без надзора, душа неспокойна. Поэтому, нам придется уехать.
Не думал Евгений, что так быстро ему придется распрощаться с нечаянной радостью, но ничего. Скоро он сам появится в Красноярске. Нужно помочь другу, пусть ему особо не досаждают. Семья Виктора должна жить обеспеченно и спокойно.
Сание все же удалось вырваться к матери на часок. Купив торт и коробку конфет, она явилась к ней в дом. Дверь открыла незнакомая девушка, с ребенком на руках
- Вам кого?
- Здравствуйте, мне мою маму повидать, я с Шайдуллой-абый договаривалась.
Женщина обернулась в сторону коридора
- Мам, тут к этой пришли, говорит, что дочь. Заходите!
В прихожую вышла Варвара, за ней маленькая девочка, лет четырех. Вышла и с любопытством уставилась на незнакомую тетю. Сания еще раз поздоровалась. Варвара кивнула в ответ.
- Проходите в спальню, там она.
Сания отдала торт и конфеты прошла, краем глаза глянув в открытую дверь гостиной. На диване сидел молодой мужчина с собачкой на руках.
Мама сидела в своей спальной, в кресле перед телевизором. Сания зашла, села около нее, придвинув стул
- Здравствуй, мама! С Новым годом тебя!
- Здравствуй! Лучше бы он не наступал никогда. Они еще не ушли? Их так много, колонизаторы бессовестные.
- Нет, мама, не ушли, а кто они, ты знаешь?
- Я все знаю, только мне говорить ничего нельзя. Мужик, который тут ходит, он может меня в больницу сдать, если я много буду болтать. А я туда не хочу. Там страшно, там же сумасшедшие живут, ты знаешь?
- Знаю, мама. А ты узнаешь меня, я, Сания, твоя дочь.
- Конечно, узнаю, ты, Сания. Скажи, зачем ты пришла? Хочешь квартиру забрать?
- Нет, мама! У меня есть квартира, просто навестить пришла.
- Навестить? Зачем?
- Рассказать хочу, как я хорошо живу. Мама, мой муж строит дом, большой дом. Как только построит, ты сможешь к нам в гости приезжать, если захочешь.
- У тебя разве есть муж? Я думала, у тебя только девочка. Мне казалось, ты родила так же, как и я. Да, я видела эту девочку. Ой, беда, она принесет тебе одни несчастья.
- Не надо так говорить, мама! У меня две девочки, они мое счастье и моя радость.
- Еще узнаешь, еще все впереди, я от тебя никакой радости не видела. У меня сын есть, вот он хороший. Скоро он за мной приедет на мотоцикле.
- Хорошо, мама! Ты так и не сказала, поедешь ко мне в гости?
- Не знаю еще, может и поеду, может и нет. Ты уже иди, Сания, а то мужик придет, услышит, что я с тобой разговаривала, укол мне сделает. Больно!
Варвара проводила Санию до дверей
- Посидели бы еще, чаю бы выпили. Шайдулла должен скоро прийти.
- Спасибо, в другой раз, я тороплюсь, до свидания.
Сания задумчиво шагала по улице, по другой стороне прошел Шайдулла. Он видел Санию, но не окликнул ее. Заторопился домой.
Сание показалось, мама не так уж безнадежна. В глазах осмысленное выражение, речь замедленная, но связная и понятная.
Она узнает дочь, она понимает, в квартире у нее чужие люди, огорчается этим. Значит, какие-то эмоции у мамы есть. Надо поискать хорошего психиатра и показать ее.
Эти люди, скорее всего, родственники Варвары, может ее дочь, может сын. Эх, Шайдулла, легковесным ты оказался. У Халиды какая – никакая дочь есть, на улице мать не оставит. Ты, Шайдулла, не захотел быть отцом, своим детям, кому ты будешь нужен на старости лет? Едва ли дети твоей Варвары станут доглядывать за тобой. Сания бы и тебя не бросила, она бы и о тебе позаботилась, как ты когда-то заботился о ней.
Продолжение Глава 146