Речь идёт, конечно, об уроках в 11х классах.
В последнее время я всё больше ориентируюсь на основную массу, а не на тех кто сдаёт ЕГЭ
Обычно таких ребят в группе 1-2, максимум 3 человека. И, конечно, они занимаются дополнительно, без этого уровень экзамена им не потянуть. Школьная программа, что называется, курит в сторонке. И как бы учитель ни старался обеспечить им соответствующий уровень языка на уроке, у него это всё равно не получится, ведь невозможно изолировать основную массу. Да и моя основная задача, как учителя средней школы, вовсе не заключается в подготовке некоторых учащихся к ЕГЭ. Хотя я и это делаю тоже. Вопрос заключается в выстраивании приоритетов. И в этом случае подготовка к ЕГЭ оказывается чем-то вторичным, дополнительным.
Как это выражается на моём уроке?
На уроке я даю уровень доступный для большинства учащихся, чаще всего это pre-intermediate. Часто использую материалы из британских учебников этого уровня, чтобы не промахнуться с лексикой. Spotlight использую, конечно, тоже, но очень дозированно. Обычно выбираю некоторые, более-менее вменяемые тексты и упражнения. Честно говоря, подходящего материала там очень мало, а системы вообще никакой нет.
Для сдающих ЕГЭ уровень pre-intermediate явно недостаточный, если ребятам нужны хорошие баллы, но другого я им предложить не могу. Кроме того, я их спрашиваю не чаще, чем других, а может даже и пореже, так как они уже всё знают, какой смысл тратить на них время. Мне нужно учить тех, кто ещё не знает. И зачастую такие продвинутые ученики даже мешают на уроке, когда отвечают всё и за всех.
В чём состоит подготовка к ЕГЭ в школе (мой вариант)
Так как я предпочитаю работать с основной массой, те, кто сдают экзамен, могут работать индивидуально, если пожелают, и обычно выполняют тестовую часть. В отличие от подготовки к ОГЭ (там я действительно готовлю ребят) я придерживаюсь рекомендательного характера. Дети уже достаточно взрослые, чтобы решить что им будет полезнее сделать - тестовую часть индивидуально или поработать с основной группой на базовом уровне. Основная подготовка у них всё равно проходит за пределами класса. Правда, нужно отметить, что домашнюю работу, словарные диктанты, проверочные и контрольные работы они обязаны выполнять.
Меня устраивает, когда они работают отдельно, так как остальные ребята могут проявить себя и не будут чувствовать себя "тупыми", как они говорят. Дети и так очень разные, а уж если в группе есть заточенный на язык ученик, который каждый день повышает свой уровень языка за пределами школы, то эта разница увеличивается в разы.
Как оказалось, на экзамене в тестовой части ребята делают больше ошибок, чем в продуктивной. Видимо им всё таки не хватает практики именно в тестовой части. Я даю им такую возможность на уроках, они могут сами выбрать: чтение, грамматику, лексику или аудирование в наушниках. Сборников с заданиями достаточно. Кстати, и ответы они могут сами посмотреть и проанализировать. А почему нет? В конце урока я проверяю количество выполненных заданий, чтобы удостовериться, что ученик работал, а не прохлаждался. Если мне школа даёт один или два часа на подготовку к ЕГЭ, то там мы занимаемся устной частью. А на каникулах пишем полный пробный экзамен и обсуждаем его результаты.
К сожалению, так бывает, что даже если учитель вкладывается в подготовку к ЕГЭ по полной программе, его не воспринимают всерьёз. С одной стороны, это, конечно, обидно, но с другой, может и не надо навязывать своё повышенное внимание, а лучше включить режим рекомендательно-контролирующего характера: рекомендую варианты для подготовки на уроке и дополнительных занятиях (если они предусмотрены) и раз в четверть провожу пробное тестирование с анализом результатов.
Почему основная масса учащихся всё-таки важнее
Во-первых, как я уже писала выше, это моя обязанность - проводить уроки для всех учащихся, как не крути. Мы должны с ними как положено пройти программу за 10 и 11 класс и написать контрольные работы. Кроме того, в этом году нам обещают обязательную ВПР для учащихся 11 классов. Нужно готовиться.
Во-вторых, иностранный язык - это обязательный предмет во всех ВУЗах, там его изучение продолжается. И мне совсем не хочется подставлять своих учеников и обрекать их на мучительное изучение неусвоенного в школе предмета.
Ну и в третьих, это очень полезный предмет для всех, а не только для тех, кто решил связать с ним свою будущую профессию. Я бы даже сказала, что это жизненно необходимый предмет для образованного человека. Ведь владея иностранным языком, а особенно английским, любой человек будет чувствовать себя намного увереннее и, скорее всего, будет иметь больше возможностей. И я не должна лишать ребят того, на что они имеют полное право.