Вопрос:
«Я не люблю так денег, что у меня никогда долго не держатся. Потому и бываю всегда без денег, а после занимаю. Но ведь это бестолковщина. И в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя и постараться исправиться.
Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. Как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребной одеждой и пищей, так нельзя пренебрегать теми средствами, через которые пища и одежда приобретаются. У святых отцов говорится, что «краи бесовския суть», то есть, что крайности происходят от подущения душевных врагов.
Безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими. То и другое худо и ведет не только к смущению, но и даже ко вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения.
Деньги сами по себе или, вернее, по цели назначения от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры и ссоры, драки и убийства, а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того.
Вред не от денег, а от безрассудной жадности или скупости, или от злоупотребления. Пользуйся употреблением денег правильно и будешь покойна. Мир тебе и Божия благословения».
Отвечает батюшка:
Вечный денежный вопрос. Всегда на нем спотыкаются абсолютно все. Такое впечатление, что в этом мире есть два полюса: Господь и деньги. Деньги, которые так сильно нас, к сожалению, изматывают, так сильно нас портят, что даже квартирный вопрос, который испортил москвичей, здесь уже становится ни во что.
Действительно, деньги могут быть злом, а могут быть и, наверное, добродетелью. Кто-то через употребление этих же самых денег спасается, как Филарет Милостивый, к примеру, или, наоборот, погибает, как в общем-то многие. Как говорит преподобный Амвросий Оптинский, впадение в крайности вредно для человека. Это не только относительно денег.
Что же такое деньги?
Деньги – это эквивалент нашего с вами труда. Потрудились, получили деньги, можем их употребить или во благо себе, или во зло, или отдохнуть с ними, или наоборот, совершить какую-либо добродетель с помощью этих денег.
Деньги – это эквивалент нашего с вами труда. Это то, что доверяет нам с вами Господь. Употребление этих денег должно быть тоже рассудочным. Я веду к тому, что мы очень часто употребляем деньги на утешение себе. Я сейчас не имею в виду каких-то покупок, шоппингов и тому подобное. Я имею в виду совсем другое.
В Евангелии написано «Просящему у тебя дай», и мы сразу с вами тянемся за кошельком. Мы сразу с вами понимаем, что речь идет о каких-то денежных средствах. Но в Священном Писании я до сих пор не могу найти или припомнить, чтобы что-то Господь адресовывал именно деньгам, что подавать надо именно деньгами.
Деньги – это эквивалент вашего труда, и этот эквивалент вашего труда можно давать только тому, кто правильно употребит его в свое благо, чтобы вы не были сторонниками того разврата, который человек очень часто совершает с помощью этих денег. Это один момент.
Второй момент. Когда на улице у нас просят помощи, помогать деньгами – это последнее дело. Вы не знаете человека, вы не знаете, на что он употребит эти деньги. Будьте, пожалуйста, очень осторожны.
Совсем недавно в нашей организации «Дом трудолюбия Ной» скончался молодой мужчина 46 лет. Где-то в 25 лет он как-то пришел в один из московских храмов. Он стоял около ворот и ждал свою маму, они жили недалеко от храма. Пока он стоял и ждал, ему стали вдруг подавать по несколько рублей, несколько бумажек.
Так как он был молодой, его охватил азарт, и он решил попробовать на следующий день тоже прийти на это же место, посмотреть, будут ли подавать. И так втянулся в это дело, что стал профессиональным нищим. Получая такие подачки, принося сначала домой эти деньги, он пристрастился от безделия к спиртному и стал очень сильно выпивать. Доходило до того, что он лежал поперек входа в храм и только держал стаканчик, будучи совершенно пьяным. И перешагивая через него, сердобольные прихожане начинали ему подавать.
Один прихожанин уговорил батюшку объявить с амвона, чтобы ему, этому бедному, несчастному, как всем казалось, человеку не подавали. Батюшка настойчиво попросил не подавать. Что же произошло? Через две недели этот человек протрезвел, у него закончились, видно, деньги, и он обратился к нам в организацию «Ной», потому что было холодно, он стал замерзать.
Мама его уже давно не пускала, потому что он пил, дебоширил, гадил дома и так далее. Обратите внимание на деньги, которые подавали милосердные прихожане этого храма. Она, кстати, даже заходила как-то в храм и сказала, что она всех здесь проклинает, потому что ее сын к 35 годам стал алкоголиком и находился на грани гибели. Она прокляла всех прихожан и прокляла то безрассудное милосердие, которое было у этих прихожан.
Этот молодой человек через две недели попросился в «Ной». Его приняли туда. Так как он к этому времени уже пропил полностью свои мозги, а мы должны с вами прекрасно понимать, что бездомный – это на 90% алкоголики, то он выполнял какую-то очень простую такую работу – вязал носочки, шапочки.
В последнее время это все отвозилось на фронт. С приходом лета он уходил опять пить, осенью возвращался, потому что мало уже ему подавали, он не знал тех мест, где много подают.
Я о чем? Я о нашем с вами безрассудном милосердии.
Эти деньги мы могли бы потребить на помощь по-настоящему нуждающимся. Но очень часто деньгами мы с вами развращаем, совращаем людей, а думаем, что выполняем евангельскую заповедь о милосердии.
Давайте быть очень осторожными. Завтрашний день пусть начнется с обдумывания этого вопроса о милосердии.
Текст основан на видео с канала "Духовный дневник"
Читайте еще: