Найти тему
Александр Дедушка

"Играем в жизнь": - Оля, надень куртку! и - Маша, сядь на стул!

Игра
Игра

11.06 День Солнышка - II

Итак, сегодня наша вторая встреча с «Солнышком». Все, как говорится, по распорядку. Раз в неделю мы обязательно посвящаем день нашим совместным мероприятиям. Кстати, и по тематике нашей смены – нашим ребятушкам уже пора вступать в брак и начинать воспитывать детей. Так что пусть попробуют.

Но начинаем день как обычно: открытие, зарядка, песня. Записали, кстати, «Попутчицу». Когда-то была очень популярна, но и сейчас мне нравится и годится для «лирически-энергетического» настроя.

После завтрака тоже не меняю привычные установки – после рассадки по коробочки общение в парах по теме «Что у нас общего?»

Но пора. Через полчаса – в 10.00 – мы спустимся к нашим подшефным. Надо настроиться и соответствующим образом подготовиться.

Целеполагание дня

Говорю детушкам о том, что это решающий день в определении своих педагогических способностей и выполнении цели 5+2. Да, двоих малышей из «Солнышка», с которыми каждый должен постараться сдружиться, и которые в идеале могут стать твоими друзьями. А в общем плане, каждый из своего опыта общения с детьми пусть попробует понять, что тебе нравится в детях.

Когда я продумывал предстоящий день, то тоже решил не особо «мудрствуя лукаво», скалькировать его из многих наших уже прошедших упражнений. А за основную идею взять – «семейную жизнь». То есть разделить ребят на «семьи», в которых пусть уже родителей играют, как и положено, более старшие «звездочки». Но «солнышек» много – два отряда, «звездочек» может не хватить, как и сил у них справиться с самыми «возрастными сыночками». Идею подсказала организационное деление «солнышек». У самых взрослых мальчиков есть отдельная спальня. А что если направить туда самых опытных вожатых, и пусть они организуют с ними отдельную программу, в то время как с остальными мы будем играть в «семьи».

А кто у нас самые опытные? Ну, конечно, Кирилл и Люда. Я еще вчера с ними договорился об этом и предложил провести с мальчиками «эксклюзивную программу» - конкурс актерского мастерства.

С остальными намечаем программу совместной «семейной жизни».

Теперь неплохо пополнить копилку игр, которые помогут заполнить «семейный досуг», а сейчас послужат игровыми разминками.

«Буги-вуги»

Простая, но заводная танцевальная разминка. Все ходят по кругу и пропевают в «качающемся» ритме «буги-вуги» следующие слова:

Мы танцуем «буги-вуги»,

Поворачиваясь в круге (все прокручиваются на 360% по ходу движения),

И в ладоши хлопаем вот так: (два хлопка в ладоши и все останавливаются).

Руку правую вперед (все действия выполняются вслед за ведущим),

А потом ее назад,

А потом ее вперед,

И немного потрясем.

Мы танцуем «буги-вуги»,

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так:

Руку левую вперед…

Дальше все повторяется с левой рукой, с правой ногой, с левой ногой, и, наконец, наступает веселая кульминация. Последними вперед выдвигаются и трясутся «попа правая» и «попа левая» - имеются в виду ягодицы, которые насколько это возможно «выдвигаются» к центру круга всеми танцующими.

Так, повеселились, размялись, можно переходить и к «педагогическим» разминкам.

«Оля, надень куртку!»

Здесь по идее должна тренироваться способность к убеждающему воздействию.

Приглашаю в круг нашу Олю и даю ей в руки куртку. Ребята стоят по кругу. Их задача убедить Олю надеть эту куртку, сказав только одну фразу: «Оля, надень куртку!» Инструктирую Олю, что она должна надеть куртку только в том случае, если ей этого действительно захочется. Пусть ребятушки потрудятся в подборе соответствующих интонаций. Но…

Проявлять чудеса педагогического внушения им не пришлось. Оля надевала куртку практически после каждой реплики…. Сам виноват! Не учел, что Оле сейчас и по статусу не полагается проявлять строптивость – первочок, да еще и «догоняющий». Да и по характеру ей ближе податливость и внушаемость…

Но вот следующее упражнение, что называется «пошло».

«Маркер и стул»

В этом упражнении я сразу решил задействовать Машу или как я ее вначале анонсировал – «Машуньку», которая сегодня первый день появилась в лагере.

Так, еще один первочок, оказавшийся еще позже Оли в лагере – уже во второй половине смены. Но насчет Машуньки я особо не волнуюсь. Она уже, как говорится, включилась. С интересом участвовала во всех упражнениях, уже завязала знакомства и явно освоилась в новом упражнении.

Итак, приглашаю ее в центр круга, где ставлю стул, а на пол кладу лист бумаги и два маркера – черный и красный. Игровая преамбула следующая: Маша - маленький ребенок, она рисует черным маркером, сидя на полу. Задача «родителей», которые будут заходить в комнату сначала убедить ее встать с холодного пола и сесть на стул. Это как минимум. А как максимум – договориться с ней о перемене маркера с черного на красный.

Это упражнение в роли родителя, кстати, по желанию, проходят последовательно Ваня, Тася, Максим, Катя, Кирилл и Дима. Маша хорошо «сопротивляется», и Ване с Тасей уступает по обоим позициям только под большим нажимом. В качестве приемов «давления» используются стандартные: «холодно», «некрасиво», «почему ты не слушаешься родителей?»

Максиму вообще не удалось уговорить ее даже сесть на стул, Катя добивается этого достаточно легко, вот Кирилл и Дима проявляют просто чудеса педагогической находчивости. Их приемы стоят того, чтобы описать их документально.

Кирилл появляется в радостно-возбужденном виде.

- Здравствуй, доченька! Как я рад тебя видеть? Соскучилась по своему мне? Ну, подойди, обними своего папочку…

Маша, входя в роль обрадовавшейся дочки, уже волей-неволей встает с пола, идет обнимать «папочку», после чего усадить ее на стул Кириллу не составляет большого труда.

- А что это ты рисуешь черным цветом, доченька? Запомни, черный цвет – это цвет неудачников. А ты у меня умница, ты у меня победительница, и тебе лучше подойдет красный цвет…

После этих слов Маша уже сама меняет маркер, не дожидаясь прямой просьбы об этом.

Мы все восхищенно салютуем Кириллу. Но Дима решает «задачу» не менее виртуозно.

Он присаживается рядом с Машей и тоже интересуется содержанием ее рисунку.

- Машенька, у меня идея! А давай ты нарисуешь меня. Хочешь?

Маша кивает.

- Только тебе будет неудобно рисовать меня снизу. Давай мы поменяемся местами. Я сяду внизу, а ты со стульчика будешь рисовать меня – как раз на одном уровне?

Маша пересаживается.

Мы все ждем, как Дима выполнит вторую задачу. Несколько секунд он дает Маше на воплощение его образа. Потом смотрит на рисунок.

- Машенька, как хорошо! А знаешь, кого не хватает? Мамы. Давай ты и ее рисуешь? В ее самом любимом красном платье. Помнишь?..

Маша кивает, и уже нет необходимости говорить о смене маркера.

Согласитесь: гениально! Косвенные приемы воздействия в педагогике доступны только мастерам высокого класса. Можно порадоваться за наших старичков, поднявшихся до таких высот.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь