Что наша жизнь?.. Игра!
У. Шекспир
Вступление
Здравствуйте, дорогие друзья! Я еще не надоел вам?..
Если нет – то я очень рад. Однако на этот раз надеюсь порадовать и вас чем-то не очень обычным среди современной околопедагогической литературы.
«Опыт художественно-публицистического исследования одной смены» - так, если уж совсем кратко, можно выразить содержание книги, которую вы держите в своих руках. Имеется в виду - смены Лагеря друзей, который, я надеюсь, вам хоть как то известен по предыдущим книгам. Но если в них мы концентрировались именно на педагогической «публицистике», погружаясь, наряду с практикой, в теорию и методику, то в этой книге хочется попробовать еще один разрез – художественный. Художественный не в смысле творческого вымысла – все, как и прежде будет основываться на реальной практике – а в смысле образности и поэтичности. В общем, добавим больше художественных «красок» в наше исследование. Попробуем, коллеги? Вспомните хотя бы «Педагогическую поэму» или «Флаги на башнях» А.С. Макаренко. Не засыпали же мы над их страницами! А почему? Потому что они художественны и поэтичны, несмотря на всю их педагогичность и публицистичность.
Ну, что убедил? Возродим традиции Макаренко! Эх, ухнем!..
Погоди, дорогой! Не надо с места в карьер. А что если эту книгу держит сейчас в руках человек, который сроду не слышал ни о каком Лагере друзей и всех предыдущих книгах?..
Да, пожалуй, для таковых придется сделать пояснительное отступление, написанное самой банальной педагогической прозой. Хотя, впрочем, и здесь можно внести творческую нотку. Давайте напишем пояснение в форме «катехизисных» ответов на вопросы. Неплохая идея?..
- Что такое Лагерь друзей?
- Это летняя форма работы «Дружины Дружной» - разновозрастный отряд в количестве 20-25 человек, из выбранных «лучших друзей» отрядов в параллели 5(6) – 8(9) классов.
- Что такое «Дружина Дружная»?
- Это школьное объединение-организация, объединяющая школьников 5-7 классов и их старших друзей вокруг ценности «дружба».
- На каких законах построена эта организация?
- Она построена на 5(6) законах дружбы: песни, общения, игры, творчества, дела и неписанном законе – законе доброты. Эти же законы являются основными видами деятельности и в Лагере друзей.
- Какие педагогические и личностные цели реализуются в Лагере друзей?
- Таких целей три: 1) Стань настоящим другом (тем ребятам, с которыми ты будешь в течение месяца находиться в лагере, хотя бы пятерым из них); 2) Познай самого себя (без этого невозможно стать настоящим другом); 3) Суперцель – Постарайся полюбить всех (стать настоящим другом для всех невозможно, а вот полюбить всех – вполне реально; трудно представить дружбу «на расстоянии», а любовь - возможно).
- Как организуется работа Лагеря друзей?
- Каждая ежегодная смена имеет свою тему, в рамках которой каждый день имеет свое название. Вожатыми (лоцманами) являются, как правило, взрослые педагоги, которые осуществляют стратегическое планирование и оргработу, текущая организационная деятельность возлагается на ДК (Дежурный Капитан) и ПДК (Помощник ДК).
- Как выглядит распорядок одного дня в Лагере друзей?
- Примерный распорядок дня выглядит следующим образом:
8.30 – сбор;
8.30 – 8.40 –оргмоменты и зарядка;
8.40 – 9.00 – запись новой песни;
9.00 – 9.30 – завтрак;
9.30 – 12.00 – работа по теме дня;
12.00 – 13.00 – час искусства;
13.00 – 13.30 – обед;
13.30 – 14.00 – время ДК и игровая площадка;
14.00 – 15.00 – палуба общения;
15.00 – 15.20 – полдник;
15.20 – 16.00 – огонек.
Ну, вот, кажется, по этим вопросам и ответам можно составить себе представление о Лагере друзей.
Несколько слов нужно добавить по поводу тематики рассматриваемой нами смены, вынесенной в название книги. А какие вообще были раньше темы?
«Дружба и ее законы», «Объекты дружбы», «Виды искусства», «Учитель и педагогические способности», «Россия и ее ценности», «Игры нравственного выбора» - вот список тем тех смен, где такое тематирование проводилось. Играм нравственного выбора, кстати, была посвящена отдельная книга.
Итак, почему же «Играем в жизнь»?
Ну, во-первых, разве не увлекательно попробовать за какие-то три недели прожить с детушками целую жизнь от рождения до смерти? Уж для них, что можно придумать более интересное? Ну, а игра тут – самая естественная форма. Не лекции же им читать о младенческой беспомощности, «кризисе среднего возраста» и старческих немощах!..
В общем уже где-то в середине года я в общих чертах представлял, чем мы будем заниматься с лагерниками летом. Конкретную разработку каждого дня я всегда оставляю на последнюю неделю перед началом лагерной смены. К этому времени все неясности более менее проясняются, и основные организационные формы начинают выкристаллизовываться.
В конце апреля начинаю заниматься выборами в лагерь. С каждым годом почему-то все и раньше и раньше приходится это делать. Что-то там неймется в наших руководящих сферах, и списки детей требуются уже чуть ни за два месяца. Немного абсурдно, но что делать? Немножко абсурда в нашей жизни – это чтоб жизнь не казалась логическим «медом».
На этот раз, впрочем, как и всегда не обошлось без сбоев. Последние годы я веду политику, направленную на постепенное снижение количества детей в смене. Помню, первые годы численность доходила до 40 человек. Да, но это было что-то!.. Бывало, что к концу дня сил не было разговаривать. Чувство «выжатого лимона» - это было обычное ощущение к концу очередного лагерного дня.
Но стареем, стареем потихоньку, и начинает потихоньку приходить мудрость. И мудрость эта заключается в том, что не надо гнаться за количеством в ущерб качеству, а педагогический героизм «самовыжимания» особой пользы не приносит.
В общем, в этом году я настроился на 20 человек, и вел к этому дело. Процедура, кстати, очень простая. Прихожу в класс, раздаю маленькие бумажки и прошу написать на них лучших «друзей класса» - мальчика и девочку. Подсчитываю голоса, выделяю лидеров, обсуждаю с классными руководителями и постепенно формирую список.
И все бы оно было хорошо, но неожиданно выяснилось, что «оттуда», «сверху» требуют, чтобы в отряде было не менее тридцати человек. Я, было, воспротивился, но кто там будет меня слушать? В результате наша начальница лагеря, которой, естественно, лишние запарки совсем ни к чему, отправила ко мне в лагерь несколько человек из своего класса, где была классным руководителем.
В результате численность Лагеря друзей увеличилась до 24-х человек. Мне все-таки удалось ограничить численность за счет некоторых манипуляций с численностью параллельного детского лагеря «Солнышко» (там у нас находятся детушки из начальной школы; кстати, у Лагеря друзей тоже есть собственное название – «Звездочка»), куда были добавлены несколько ребятишек, чтобы общие показатели были в норме.
Поскольку на страницах нашей книги эти ребята будут встречаться постоянно, то дам каждому небольшую характеристику. Конечно, запомнить и отпечатать их сразу в сознании вам, друзья и коллеги, навряд ли удастся, но попробуем, как говорится в популярной ныне психологии НЛП создать небольшие личностные «якоречки».
Начнем со «старичков». Так мы называем ребят, которые попадают в лагерь уже в третий раз, начиная с 5-го или 6-го класса. То есть для них это уже третья смена.
Самая большая «популяция» «старичков» из 8А класса – 4 человека.
Кирилл. Я обратил на него внимание еще тогда, когда он был малышом в «Солнышке». На заключительном вожатском концерте (есть у нас такое традиционное мероприятие, завершающее лагерную смену), выступив с номером в качестве «ответного слова» от «солнышек», он просто поразил всех своими артистическими данными, затмив «блеском» многих «звездочек». Ну, а за две предыдущие смены в «Звездочке» стал уже незаменим. Умен, я бы даже сказал, мудр, и в то же время с острым чувством юмора, но, как правило, знает меру, всегда оставаясь в рамках дружелюбия…
Сейчас вот сделал паузу, думая, стоит ли давать характеристику и отрицательных черточек?.. Представляю, возьмут мои лагерники в руки книгу, прочитают и скажут: «Что же это вы, Александр Иванович, нас на всю Россию ославили?..»
И все-таки – надо. Надо, ребятушки, надо! Вас ведь все равно никто из посторонних не узнает в этих описаниях, фамилий ваших я не даю. Но для более объективной картины – надо. Чтобы другие могли учиться, в том числе и на ваших недостатках. Тем более, что ваши «недостатки» все равно проявятся в ходе дальнейших лагерных событий. Так что не обессудьте и простите, если что…. Договорились?
А теперь вернемся к Кириллу. Всем он хорош, но иногда бывает грубоват, в том числе в шутках. Когда увлекается, порой нуждается в «дисциплинировании», не все свои начинания доводит до конца, но главное, почти неуловимо, в том числе и для себя, высокомерен, может подсознательно посматривать на других свысока.
Мурат. Это наверно самый благородный человек и среди старичков, и вообще в лагере. Всегда готов прийти на помощь, всегда ставящий интересы друзей, интересы дела на первое место. Он более всех подходит под характеристику благородных людей, данную Конфуцием: «Благородный человек думает о долге, низкий – о выгоде». И в то же время один из самых умных ребят. Умный не в бытовом, а в научном смысле, интересующийся такими научными нюансами и тонкостями, которые многим в его возрасте просто недоступны.
Но если наши недостатки – это продолжение наших достоинств, то это точно о Мурате. Его научность может граничить с «занудством». Многие мысли, которые можно выразить просто, он может долго «разжевывать», что начинает «напрягать» окружающих. Чему способствует еще и не очень четкая дикция.
Дима. Это самый интеллигентный старичок, безусловно. Хорошо воспитан, умен, вежлив, и в то же время поэтичен и романтичен. Другое очень важное качество – религиозен, из верующей православной семьи. Его религиозность глубока и органична, свободна как от лицемерия, так и от фанатизма.
Но в пылу увлечения его может заносить, и тогда Дима теряет чувство меры. Результат игры, победа в каком-то конкурсе могут на время заслонить для него дружеские чувства и приоритет доброты. Несколько таких «осечек», которые, к чести Димы, он всегда потом осознавал и каялся за них, произошли на моей памяти в предыдущие смены.
Таня. Глубока, умна и наблюдательна. Ее мысли всегда оригинальны, а выводы не похожи на других. Может быть разной. Чаще сдержанна, даже как бы флегматична, но при необходимости может легко мобилизовать себя на любое дело, а если уж ее раздраконить, то лучше не попадать ей под горячую руку.
Но как-то уж сильно «взросла» по-женски. «Личная» жизнь может затягивать ее так, что буквально высасывает из нее все силы, и тогда Таня становится похожей на одну «оболочку» Тани. За ее нравственность я спокоен, она не допустит никаких «глупостей», но мне жалко, что сильная поглощенность «личной» жизнью мешает ей полноценно всесторонне развиваться.
Переходим к «бэшникам», ребятам из 8Б.
Люда. Моя главная педагогическая надежда. Обладает редким, я бы даже сказал, уникально сбалансированным набором качеств, необходимых для учителя, – умом, общительностью, красноречием, артистизмом, духовной глубиной, и дети тянутся к ней, но сама, к моему огорчению, к профессии учителя относится без особого воодушевления. И, тем не менее, будучи к тому же еще и неплохим организатором, является старостой педагогического кружка. Я не теряю надежды зажечь ее сердце огнем учительства, так как благородство одна из определяющих черт ее души.
И все-таки иногда замечаю в ней элементы «хитрости», склонность к манипуляциям, а духовная чистота уже замутнена самомнением и гордостью.
Катя. Подруга Люды. Всегда готова прийти на помощь, ответственна, открыта и доверчива, без тени какой-либо заносчивости и снобизма. Не привлекая к себе особого внимания, может играть в коллективе очень важную роль надежной опоры, примирителя конфликтующих сторон, «сглаживателя» острых углов.
Не хватает ей, пожалуй, какой-то жизненной мудрости, а привязанность к людям бывает иногда слепой и эгоистичной.
Леша. Его мама работает в нашей школе завучем, и ее интеллигентность, ум и неторопливое спокойствие счастливо унаследованы Лешей. Плюс к этому он еще и музыкален – важный и ценный для коллектива талант.
Но его флегматичность из черты характера очень часто перерастает в прямой недостаток, проявляющийся в виде необязательности, которая в свою очередь является следствием несобранности и рассеянности.
Из 8Б в лагерь попали еще Маша и Даниил, два «первочка» - те, кто впервые оказался в Лагере друзей.
Вообще в восьмом классе это бывает не очень часто. Обычно к этому времени общественные способности ребят уже достаточно глубоко проявляются, и те, у кого они развиты, в лагерь попадают, как правило, на более ранних этапах школьной жизни. Но тут был особый случай.
Даниил, или просто Даня. Его мне посоветовали взять «старички» из его класса – Леша, Люда и Катя. Честно говоря, я очень сомневался, стоит ли его брать в лагерь, так как в общественной жизни на моей памяти он не очень засвечивался, а на уроках вел себя достаточно разболтанно, постоянно отвлекаясь, заводясь от других и заводя в свою очередь остальных, внося постоянную и полновесную «лепту» в разрушение рабочей атмосферы на уроке. И хотя его доброту и беззлобность видно, в общем-то, и невооруженным глазом, я не был уверен, достаточно ли этого для полноценного пребывания в Лагере друзей.
Маша. С ней обратная картина. Уравновешенна, воспитана, умна. Конечно, особой общественной активностью не отличается, но мне казалось, что ей, может, не хватает какого-то «толчка», чтобы раскрыться и с этой стороны. Однако, когда я спросил мнения у старичков из ее класса, они, мягко говоря, не проявили особенного энтузиазма по этому поводу. Мне показалось, что тут играют роль какие-то прошлые обиды, личная неприязнь, и тем более настоял на ее попадании в лагерь, чтобы старые лагерники учились преодолевать негативное отношение к кому бы то ни было.
Кстати, единственное имя, которое в лагере было у двух девочек – это Маша. Для удобства эту Машу будем называть просто Машей, или Машей старшей, а другую Машу, «первочка», о которой речь впереди, - Машей младшей, или Машунькой.
Так, с восьмиклассниками разобрались, переходим к семиклассникам. Здесь тоже есть два «старичка», две подруги – Ксюша и Вика, которые впервые попали в Лагерь друзей еще после пятого класса.
Ксюша. Человек с самым большим педагогическим опытом, чему без сомнения способствует то, что у нее мама педагог и работает в детском саду. Никто, как она не может так сразу и легко войти в группу детей и завести их какой-нибудь интересной игрой или заданием. Вот уж поистине тот счастливый случай, когда педагогические способности передаются по наследству. Кроме этого Ксюха, судя по их многолетней дружбе с Викой, - хороший друг, на которого можно положиться.
Но одно меня в ней в последнее время все сильнее и сильнее тревожит. В ней начинает просыпаться женщина, и ее привязанности к противоположному полу все сильнее отдают недетской жесткостью и хваткой. Сумеет ли она перебороть в себе эту «стервозность» в пользу душевного благородства - вот вопрос, на который у меня нет пока положительного ответа, и это тревожит меня.
Вика. Без сомнения, самый «чистый» человек в Лагере друзей, причем не только среди «старичков». Зеркало ее души еще не замутнено ни тщеславием, ни эгоизмом, ни просыпающимися «грязными» подростковыми страстями. Всегда открыта, искренна, всегда готова сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь.
Но еще как бы личностно «незрела», не уверена в своих силах, боится принимать и тем более брать на себя по собственной инициативе ответственность в сложных, требующих решимости и твердой воли делах.
Из их же класса по моей инициативе попала в эту смену еще один первочок.
Таисия, или просто Тася. Бывают люди, в которых ты уверен «априори», без какого-либо наблюдения или опыта совместной деятельности. Это как раз тот самый случай. В Тасе есть что-то неотразимо учительское – какая-то природная педагогическая доброта (не просто доброта, которой могут обладать многие люди, а именно «педагогическая», соответствующим образом инструментованная доброта). Что-то от учителя, что-то от мамы, что-то даже от бабушки – это все элементы ее дружеского «имиджа», от которого я ожидал немалой отдачи и, забегая вперед, скажу – не ошибся.
И шестиклассники. Здесь два «второгодника» - так мы называем ребят, которые попадают в лагерь второй раз.
Сергей. Бывает очень хорош. Активен, артистичен, красноречив, общителен, легко вступает в контакт и очень быстро сближается с людьми. Но все-таки чуть не хватает благородства, и эгоистические предпочтения по принципу «это не мои проблемы» порой берут верх.
Аня. Они во многом похожи с Сергеем в своих положительных качествах. Тоже легка, общительна, заводна. «Загогулина» только у нее своя. Тут «мальчики» начинают «выплывать» на первое место, и если у Ани начинает кружиться от них голова, но ждать от нее приоритета общественных дел уже не приходится.
Все остальные ребята – «первочки». Как я говорил, целая «партия» шестиклассников поступила от нашей начальницы лагеря, которая своим волевым решением включила их в состав лагеря из своего класса, чтобы увеличить число участников лагеря до минимально приемлемого уровня.
Дима, Ваня, Максим, Марина, Света, Лена – это, назовем их, «темные лошадки». Их я видел только на уроках и мало что могу сказать об их личностных качествах или общественных способностях. Кстати, тут еще один Дима. Назовем его «младшим» в отличие от Димы-«старичка». Правда, он в отличие от своего старшего тезки будет появляться на наших страницах гораздо реже.
И «первочки» - пятиклассники. Точнее, пятиклассницы. О них я могу сказать больше, так как после пятого класса в лагерь попадают только за «особые» заслуги и по моему личному приглашению.
Маша младшая, или Машунька. Уникальна по своим талантам и общественным качествам. Удивительно коммуникабельна и прирожденный лидер. Как организатор не имеет себе равных. Организовать одноклассников и выступить с номером от своего класса без всякого участия классного руководителя для нее не проблема. Кроме этого артистична и музыкальна.
Но и недостатки тоже налицо. В организаторских качествах иногда проявляет диктаторские замашки. При этом опирается в основном на «приближенных», которые часто становятся фоном, на котором она проявляет себя в ущерб делу и коллективу в целом. А мотивы ее активности носят стойкий привкус эгоистического самолюбования.
Рита и Оля – одноклассницы Маши. Обе - дети наших учителей-организаторов, которым, если нет явных противопоказаний, я всегда отдаю предпочтение перед остальными детьми. Если по поводу Машуньки у меня не было никаких сомнений относительно ее способности после пятого класса полноценно влиться в коллектив Лагеря друзей и адекватно воспринять все там происходящее, то здесь сомнения были. Особенно по поводу Риты. Она, безусловно, умна, но вот эгоистическая самозамкнутость и слабая «общественность» - не лучший багаж для жизни в лагере. Оля более открыта и легка, но она еще личностно незрела и «конвенциональна» в понятиях.
Настя. Последний «первочок» – из параллельного пятого класса. Тоже явный и безусловный лидер своего класса и отряда в «Дружной». В отличие от Маши принимаемый и любимый абсолютным большинством класса и платящей одноклассникам ответной привязанностью и любовью.
В ней тоже начинают просыпаться «женские» чувства, но я больше уверен (в отличие от Ксюши, Ани и Тани) в том, что она не позволит им полностью забить свою голову, забыв об общественном долге и дружеских отношениях.
Итак, с этими ребятами нам предстоит «проиграть» жизнь от «рождения до смерти». Ну, что, коллеги, вы составили о них предварительное представление?.. Сейчас сам перечитал данные ребятам мини-характеристики и понял – это невозможно. Никакие описания качеств не создают сколько-нибудь полный образ человека. Может, надо было дать хотя бы пару штрихов в описании внешности? У нас же как-никак «художественное» исследование?.. Нет, это мало что даст. Хотя?.. Нет, все-таки лучше к внешности будем прибегать уже по ходу развития событий, сейчас эти описание все равно не закрепятся.
(продолжение следует... здесь)