Эта статья не учебное пособие, она часть серии статей о рациональном подходе к обработке фотографий. В ней есть пошаговые примеры перераспределения контраста, которые могут быть полезны начинающим, но главная задача в другом...
Следующее направление обработки состоит в редактировании контрастности.
Контраст в фотографии ─ отношение самых светлых областей изображения к самым темным.
В приложении к изображениям, можно говорить о разнице значений яркости смежных участков, что визуально определяет степень контрастности.
Есть еще понятие "микроконтраста", характеристики, определяющей резкость изображения.
Определение контраста изображения, как его физической характеристики, можно было бы сделать с помощью гистограммы, но она не показывает, где именно расположены участки с тем или иным значением яркости, поэтому общую контрастность изображения можно оценить только визуально.
При обработке нам важны именно изменения контрастности, а не контрастность, как таковая.
Изменения контрастности конкретного изображения определяются кривой яркости, которая формируется при редактировании контраста. Понять кривую несложно: чем меньше угол между кривой и вертикальной осью графика, тем контрастней изображение в данной тональной области и наоборот ─ чем больше угол, тем меньше контраст.
Механизм кривых ─ один из основных инструментов редактирования в современных версиях Adobe Photoshop. Кривая рассматривается в Декартовой системе координат, где горизонтальная ось отражает значения яркостей, которые содержит изображение, а вертикальная ось ─ значения яркостей, полученные в результате воздействия редактирующего инструмента. Таким образом, прямая диагональ, расположенная под углом 45º отражает исходное состояние.
Выше, пример того, как перераспределить контрастность изображения в полутонах, используя корректирующий слой "Curves".
На первом графике изображена прямая диагональ, которая отражает исходное состояние. Если требуется увеличить контраст, например, в полутонах, следует уменьшить угол наклона кривой в этой области к вертикальной оси (график 2), если нужно контраст уменьшить, то угол нужно увеличить (график 3).
Как использовать S-образные и Z-образные кривые, я расскажу в отдельной статье, к текущему тексту этот вопрос имеет мало отношения.
Важный момент: гистограмма отражает зависимость между значениями яркости и количеством элементов изображения, соответствующих этим значениям. Поэтому, изменяя в контраст в конкретной тональной зоне, можно затронуть разные зоны изображения, чтобы этого избежать, используйте маски слоев.
Редактирование с помощью кривых, лишь перераспределяет контраст, например, увеличивая его в полутонах, вы неизбежно снижаете его в светах и/или тенях (График 2.), так устроена жизнь: если в одном месте что-то прибывает, в другом, обязательно уменьшается :)
Выше, пример из ночной съемки, график гистограммы, расположенный в верхнем правом углу, показывает, что в изображении доминирует темный тон. Светлые зоны выглядят очень яркими на темном фоне, но их значения находятся только в области полутонов и 1/4-тонов. Видно, что в зоне теней присутствует "отсечка", значит часть информации там потеряна. Насколько это критично? Все зависит от локализации таких участков на изображении.
В процессе обработки с помощью корректирующего слоя "Curves", была увеличена яркость неба, чтобы выявить его оттенок и, одновременно, добавлена маска, иначе изменения коснулись бы всего изображения.
Небо приобрело более глубокий синий оттенок, но после этого, на нем стали заметны шумы, применив ту же самую маску, я осторожно размыл изображение в области, где расположено небо.
Предложенная техника допустима, если размываемая зона, в нашем случае небо, не содержит в себе деталей, таких как звезды, Луна или облака.
Теперь о том, как контраст, а точней его изменение влияет на восприятие изображения.
Увеличение видимого объема изображения
Объем изображенного на плоскости пространства человеческое зрение воспринимает с помощью определенных признаков: линейной перспективы, тональной перспективы, хроматической перспективы, атмосферной перспективы и т.д.
И чтобы увидеть объем обязательно нужно "выключить" бинокулярное зрение, например, прикрыв один глаз...
Важно помнить, что глубина резкости не участвует в процессе формирования объемного восприятия, но, при аккуратном использовании, может имитировать атмосферную перспективу, что требует от фотографа, прежде всего, чувства меры.
При более активном использовании, с помощью глубины резкости можно выделять сюжетно значимые объекты и маскировать те, что не должны привлекать внимания.
Линейная перспектива чаще играет важную роль в изображениях малой и средней крупности плана, например, в пейзажной фотографии, а тональная перспектива, обычно, доминирует в портрете. Хотя, на практике, случается разное!
Сверху пример того, как увеличение контраста в полутонах, делает более убедительным ощущение объема, усиливая эффект от линейной перспективы.
Теперь обсудим влияние тона и контраста на восприятие.
Эти два портрета отличаются только тем, что во втором варианте контраст изменен с помощью S-образной кривой. Кривая такой формы увеличивает контраст в полутонах, и уменьшает его в области светов и теней,.
Как обычно в фотографии, степень воздействия инструмента зависит от задачи, поэтому руководствоваться нужно только чувством меры и вкусом.
Стоит немного переборщить с наклоном кривой и в тенях-светах начнут исчезать детали, в полутонах появится "грязь". Пример ниже показывает результат таких ошибок.
Вариант на правом изображении можно встретить крайне редко, а вот "перебор" с контрастом на левом изображении встречается постоянно!
Важное замечание. Работая с кривыми, не забывайте следить за режимами наложения корректирующих слоев, это очень важно. Кривые могут изменять не только яркость!