Найти тему
Карпов, какого черта?!

От Бреста до Берлина за 40 минут на Поезде Победы

Поезд Победы. Что это такое вообще? Почему Карпов решил написать полноценный обзор? Причем, не по велению редакции, а от личного желания. Что заставило этого розовощекого пузана, кряхтя и ворча, оторваться от кресла и поехать на вокзал?

По сути, это музей. Музей на колесах. Музей, в котором представлена история Великой Отечественной войны. От внезапного нападения фашистов 22 июня 1941 года до полной их капитуляции через четыре года. Каждый вагон поезда стилизован под свой пласт культуры и истории. Концентрационные лагеря, Брестская оборона, война с Японией и так далее.

Экскурсия занимает сорок минут. Можно пробежать и быстрее, но тогда придется пожертвовать аудиогидом: на входе симпатичные девчонки вручают всем наушники и вешают на шею коробочку, которая цепляется через блютуз к каждому вагону и рассказывает в зависимости от вашего местонахождения свою часть экскурсии.

Поезд -- это не просто форма, это еще и суть. Аудиогид ведется от лица советской девушки Лидии, которая мечтала пойти по стопам отца и стать машинистом паровоза. Несмотря на отговоры других членов семьи, она все-таки отучилась на машиниста и даже успела немного поработать... Пока не пришла война. И мечта о мирной профессии превратилась в часть кошмара. Дальнейшая жизнь Лидии по-прежнему связана с железной дорогой, но вместо улыбающихся пассажиров ей предстоит сталкиваться со стонами раненых в санитарных поездах, равнодушными к чужому горю товарными составами, везущими пленных в концлагеря и так далее. Довелось даже встретиться с задумчиво курящим на полустанке академиком Курчатовым, отцом водородной бомбы, символом ядерного могущества Советского Союза...

Прообразом Лидии (это я уже потом нагуглил) стала Елена Чухнюк, машинист паровозной колонны, возившая в период войны эшелоны к линии фронта. Кстати, наговаривает ее историю Екатерина Гусева. Помните, ну? Жена Саши Белого из "Бригады". Ишь че!

В общем, быстрее сорока минут экскурсию не одолеть. Наоборот хочется пройти еще раз и зацепить пропущенные детали.

Давайте прогуляемся и мы...

Поезд Победы -- это не теплушки времен Великой Отечественной. Хотелось бы, конечно, полного погружения, но увы. Нет. Несколько вполне современных вагонов, в которых мы не раз ездили и слушали романтический тык-дык на стыках рельсов. Современных, но стилизованных, покрашенных, обклеенных тематически. Впрочем, задачи показать, какими были поезда тех времен, и не было. Была выше: показать, КАК оно было.

Обычно в городах Поезд Победы задерживается на пару дней. В Тюмени простоит всего один, да и тот неполный. В полтретьего состав двинется в Ишим. Объясняется спешка высоким железнодорожным трафиком нашего города. Все-таки занимать на двое суток первый путь крупного города -- непростительная роскошь. Поэтому кто успел, тот и съел. Я успел.

-2

Первый вагон -- вступительный. Здесь вручают аудиогид, проводят быстрый инструктаж: руками не трогать, зубами не кусать, ноздри не растопыривать. Здесь же на мониторах показана история жизни некоторых героев, часть международной акции "Сад памяти":

-3

Именно тут начинается в наушниках довоенная история девушки Лидии: выросла в полной семье, есть младший брат Коля, хотела пойти на машиниста и пошла. А дальше -- война. Идем во второй вагон.

Начало войны. Сражение за Брест. Фашисты планировали взять город за восемь часов. Однако советские герои держали оборону более 32 дней. До последнего солдата. Не выжил никто. До последней капли крови. Кстати, лет в десять я отдыхал в детском лагере имени Андрея Кижеватова, одного из командиров обороны Брестской крепости. Понятно, что пацаном оценить не мог масштаб трагедии, догоняю уже сейчас.

На фото граждане с ужасом узнают о начале войны. Изображенные скульптором эмоции, конечно, заслуживают высших наград в гротескных номинациях, но если абстрагироваться, то получается весьма жутко.

-4

Предвоенный день. Курить воспрещалось уже тогда.

-5

Поезд на фронт. Скромно притулился рядом с загруженным мыслями о доме солдатом

-6

Война пришла в каждый дом, каждую семью... В позе Святой Марии эвакуируется советская гражданка. Посидим и с ней рядом. Трогать нельзя, а сидеть же не запрещали.

-7

В землянках и окопах сидят мужики. Ну как мужики? Пацаны. Вчерашние юноши, абитуриенты, собирающиеся поступать в институт, сегодня с винтовками ютятся в земле и пытаются хоть как-то обустроить свой суровый солдатский быт.

-8

А вот самый страшный вагон. Концлагеря. Почему-то никто на экскурсии не рассказывает -- ни госпожа Гусева, ни живые гиды -- что стены тамбура неспроста такие исцарапанные. Это следы ногтей узников, погибших в газовых камерах. Перед мучительной смертью они драли стены, пытаясь сбежать от страшной боли, разрывающей легкие. "Циклон Б", так, кажется, назывались упакованные в консервные банки емкости со смертельным пестицидом. Яд, созданный на базе синильной кислоты, пользовался большой популярностью у фашистов. Кстати, его до сих пор производят. В Чехии. Зачем?

При комнатной температуре гранулы смертельного адсорбента выделяют газ около двух часов. Этого хватает с лихвой, чтобы жестоко убить всех находящихся внутри людей.

-9

Гестапо с полицаем пытают партизана.

-10

А вот это действительно жутко. Настоящая обувь узников концлагерей, не вернувшихся домой. Обратите внимание на детские черевички. Казалось бы, просто обувь. Но как представишь, что именно в ней были те самые люди, о которых мы так много читали, слышали, но ни разу не прикасались к их истории. Вот тут я нарушил запрет не трогать и таки потрогал. Это же история, это же момент связи с тем поколением, теми людьми.

-11

Детям до 12 лет зажмуриться и зажать уши.

-12

Работа делает свободным. Такая надпись висела над входом во многие концлагеря, самая известная -- на воротах Бухенвальда. То ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды. Не освобождала работа никого в фашистских лагерях. Более того, даже после смерти несчастные были вынуждены в той или иной форме трудиться на фашистов: из сожженных костей делали удобрения, внутренностями кормили собак, кожу пускали на чемоданы. Особенно ценились люди с татуировками: галантерея из их кожи пользовалась популярностью среди немецких офицеров и их жен.

-13

В санитарном вагоне медсестра кормит раненого отрубями. Мяса не было, извините... Лидия в наушниках рассказывает, как ей приходилось ездить вместе с солдатами, которым ампутировали руки и ноги. Оставалось только туловище и голова. Такие парни, не стесняясь, плакали: "Кому мы теперь такие нужны?!" Медсестры утешали их как могли, но как тут утешишь? Были случаи, когда они выбрасывались из поезда на полном ходу, предпочитая смерть мучительному и унизительному существованию. Причем, подгадывали момент, когда поезд идет по мосту. Чтоб наверняка...

-14

Есть место и науке. Я уже упоминал выше про встречу с Игорем Курчатовым, изобретателем водородной бомбы. А на фото ниже -- Зинаида Ермольева, лауреат Сталинской премии первой степени, создательница пенициллина в СССР -- в 1942 году. Это спасло сотни тысяч жизней советских солдат во время войны. Параллельно налаживалось массовое производство пенициллина, изобретенного Александром Флемингом. Но без Зинаиды Виссарионовны пока бы оно дошло до Советского Союза, пока бы поступило в производство, пока бы досталось солдатам... Работа Флеминга и Ермольевой велось практически параллельно.

-15

Нет такой пули, которая смогла бы остановить наше стремление к победе. Вдохновляющий стенд.

-16

Кстати, вот классный кадр. Упустил, его бы в начало, но лень. Солдатский медальон. Сейчас данные о группе крови, имени бойца, принадлежности к части выбиваются на специальном жетоне. Раньше они писались на бумаге и вкладывались в специальные карболитовые закручивающиеся пенальчики, которые должны были храниться всегда при солдате. Бланк заполнялся в двух экземплярах. В случае гибели бойца, один экземпляр отправлялся в канцелярию, второй оставался с телом и передавался родственникам после погребения.

Таких медальонов не хватало, и порой солдаты использовали гильзы от винтовки Мосина. Порох высыпали, вместо него клали записки, а отверстие затыкали перевернутой пулей. На фото сами бланки лежат горизонтально в самом низу папки.

-17

Экскурсия занимает 10 вагонов. Еще в двух живет курсирующий вместе с поездом персонал. Меня туда не пустили.

-18

Пока изучал экспозицию, в Тюмени пошел дождь. Хотелось пойти повторно, но не пустили: нужно было регистрироваться еще раз в палатке в другом конце перрона. Под дождем бежать туда-обратно было лень, поэтому в другой раз уж. Если он будет.

-19

В последний раз Поезд Победы приезжал в Тюмень три года назад. Непростительно давно. Когда ждать снова?..

Общие впечатления: круто. Во-первых, очередной экскурс в историю, самую кровавую и мрачную ее часть минувшего века. Во-вторых, формат сторителлинга (аудиогид от имени Лидии самый что ни на есть) мне люб и приятен. В-третьих, классно, что сюжетно экспозиция подтянута к форме. Где проходит выставка? В поезде. От чьего имени идет рассказ? Машинистки паровоза. На чем построен сюжет? На ее опыте. В общем, ощущение целостности всего мероприятия, это приятно.

Минусы есть, но их немного. Например, у меня залипал стабильно правый наушник, неплотно держался шнур. Во-вторых, неплохо бы историю Лидии (Елены) выложить в свободном доступе в интернет. В-третьих -- поработать над лицами скульптур. Я был в музее восковых фигур, знаю, что естественность достижима. А тут все-таки немного недотягивает.

Но главный минус -- стоит поезд в Тюмени мало, а приезжает редко. За это не прощу. Давайте, вертайте взад, я еще не всем друзьям показал и рассказал.

Оставил напоследок фото: узник концлагерей едет в теплушке в пункт назначения.

-20

Спасибо. Подписывайтесь на мой одноименный канал в телеге:

https://t.me/KarpovWTF