Найти тему
Блокнот Волгодонск

Правда, что Цимлянскую ГЭС строили пленные фашисты?

«Блокнот» разобрался в городской легенде, рассказывающей о том, что в строительстве Цимлянской ГЭС и Волгодонска могли принимать участие военнопленные из Германии.

В редакцию краеведческой рубрики «Блокнота» поступило обращение от жителя города. Он попросил подтвердить или опровергнуть слухи о том, что в Ново-Соленом в начале 50-х годов был отдельный лагерь, где содержались бывшие военные фашисткой Германии.

- Добрый день, «Блокнот»! Побывал недавно в Волгограде, а там город после войны отстраивали пленные немцы. В местном музее рассказали, что военнопленных привлекали и к строительству канала. В Волгодонске в районе администрации очень много старых домов. В Волгограде такие дома называют «немецкими», так как строили их пленные. Бабушка, после войны оказавшаяся в Романовской, вспоминала, что на стройке были какие-то иностранцы? Все-таки, Цимлянскую ГЭС и Волгодонск строили пленные фашисты или нет? – спросил у «Блокнота» интересующийся историей города волгодонец.

Чтобы поставить все точки над «i», «Блокнот» обратился к лучшему к настоящему времени источнику данных об использовании принудительного труда на строительстве Волго-Донского канала - кандидатской диссертации историка Елены Свечниковой. Проведенный ею анализ источников можно резюмировать следующим образом.

Военнопленные на строительстве Волго-Дона действительно использовались, но в ограниченном количестве и в основном на первом участке канала непосредственно в Сталинграде. Свечникова пишет, что для этого привлекались военнопленные из лагеря №108, который располагался в поселке Бекетовке под Сталинградом (в настоящее время это один из районов Волгограда) Заключенные этого лагеря строили жилье, ремонтировали дороги, восстанавливали заводы. Сам лагерь был создан в 1943 году и просуществовал до конца 1949 года, когда заключенных начали отправлять на родину. В 1949 году строительство Волго-Донского канала только начиналось, поэтому более двух третей требующихся для его возведения людских ресурсов сразу искали в лагерях МВД, где содержались советские граждане. Использование труда военнопленных имело вспомогательный характер.

Первыми в очереди на возвращение из плена оказались самые пожилые и слабые экс-солдаты, военнопленных же ценных специальностей и штрафников, нарушающих лагерный режим, постарались задержать.

В марте 1948 года управление исправительно-трудовых лагерей в Сталинградской области получило первую заявку на перевод пленных на строительство канала. В мае того же года «Волгодонстрою» передали уведомление о переводе партии из 3 трех тысяч военнопленных. Именно для содержания таких «проблемных» пленных приказом от 18 августа 1948 года в МВД СССР №00989 на базе лагеря в Бекетовке была создана особая режимная зона для содержания военнопленных, совершивших административные и мелкие уголовные преступления. Ее и предоставили в распоряжение Волгодонстроя.

В мае 1948 года было принято решение об отправке Волгодонстрою первых 3 000 немецких военнопленных, позднее их число было увеличено до 8 тысяч человек. Но из-за отсутствия достаточного числа бараков к концу года на новое место отбывания наказания было передано не более 6 700 человек. В 1948-1949 годах пленных привлекали к земляным работам на трассе канала в районе шлюзов №№ 1 и 2, прокладке дорог, сооружения лагерей для содержания уже местных заключенных.

В Ростовской области военнопленные также использовались в качестве рабочей силы на объектах Волгодонстроя, но не на сооружении Цимлянского гидроузла, а на добыче щебня и камня на карьерах в районе Белой Калитвы, находящихся в административном подчинении администрации Цимлянского ИТЛ. Документов, подтверждающих отправку партий военнопленных в лагеря Ново-Соленого - нет.

По данным Свечниковой, на 10 января 1949 года в Репнянском карьерном районе насчитывалось 600, а в Жирновском - 400 военнопленных. Они занимались разработкой Жирновского месторождения известняков и Богдановского месторождения песчаников у железнодорожной станции Репная. Оттуда камень, щебень и крошка вывозились поездами в сторону станции Морозовская, а потом доставлялись к строящейся ГЭС по открытой в том же году железнодорожной линии до станции Цимлянская. Только за первый 1949 год работы с карьеров в Жирнове было вывезено 197 тысяч кубометров камня и крошки, а с карьеров у станции Репная – 111 тысяч кубометров. Месторождения строительных материалов в те края активно разрабатываются до сих пор.

Но уже с 5 января 1950 года из района Белой Калитвы немцев начали вывозить в Германию, их места в бараках часто занимали уже советские военнопленные из немецких лагерей, коллаборационисты и остарбайтеры, не прошедшие процедуру фильтрации по возвращению на Родину. Приказом Министра внутренних дел СССР № 0018 от 5 января 1950 года «О расформировании лагерного отделения № 14 и № 15 режимного лагеря МВД для военнопленных № 182» режимное отделение № 14 в поселке Жирново при карьерном районе Волгодонстроя на 700 человек и режимный лагерь в поселке Богдановка при каменном карьере на 700 человек расформировывались. К 30 января 1950 года все имущество и личный состав поступали в распоряжение Главгидроволгодонстрой МВД СССР. Поэтому в 1950 году, когда строительные работы на Цимлянском гидроузле только вышли из подготовительной фазы, а в Волгодонске началось сооружение первых домов в городе, немцев и военнопленных прочих национальностей уже просто вывезли. На «большую стройку» они уже не попали.

В воспоминаниях волгодонцев, которые жили и работали на стройке по обе стороны колючей проволоки, также нет свидетельств о том, что в Ново-Соленом были военнопленные. Но существует пара устных историй, что в период 1948-1949 годов небольшие группы заключенных немцев могли привлекаться к подготовительным работам на месте будущего гидроузла. Несколько лет назад в редакцию «Блокнота» пришло небольшое сообщение от жителя города. В нем он ссылается на детские воспоминания ныне покойного жителя станицы Соленовской, в которых как раз и приводится информация о неких «немцах», работавших в зоне затопления будущего водохранилища и в бывшей станице Соленовской.

- Вот история, которую рассказал мне покойный муж бывшей учительницы школы станицы Соленовской (сейчас это Волгодонск). Его отец был заведующим фермы на хуторе, попавшем под затопление. Ему дали команду коров с фермы перегнать на летний баз. А в хутор привезли расконвоированных пленных немцев для ремонта фермы. В обмен на пропитание немцы приносили в мешках деревянные отходы со строки, копали огороды, помогали по хозяйству. По окончанию ремонта немцы строили в Ново-Соленом бараки для размещения заключенных, - вспоминал волгодонец.

После 1949 года упоминаний о немцах или пленных солдат и офицеров иных национальностей на строительстве Цимлянского гидроузла уже нет. Сами по себе рассказы требуют дополнительной проверки с опорой на документальную базу.