Найти тему
Субъективный путеводитель

Дом, который построил Джинн. Таш-Хаули в Хиве и его потрясающие интерьеры

В 1830-х годах Аллакули-хан, самый успешный правитель из Кунгратской династии ханов, затеял глобальную реконструкцию Хивы: построил стены Дишан-калы (Внешнего города), в Ичан-Кале (Внутреннем городе, который теперь смотрят туристы) пробил новые ворота, открыл комплекс караван-сарая и крытых рынков у восточной стены, и начал около них строительство нового дворца, который назвал Таш-Хаули.

Если бы это был не хивинский хан, а например курляндский герцог - было бы Штайнгоф: название переводится как Каменный Двор, и так как построен он не из камня, а из привычных кирпича и глины, означает видимо - Неприступный.

На кадре выше - обращённые навстречу старому дворцу Куня-Арк (на запад) главные ворота у старинного мавзолея Трёх Святых, построенного в 16 веке, ещё до переноса в Хиву столицы Хорезма, бухарскими мастерами. Но главный вход я не видел открытым, и в основном в Таш-Хаули попадают через небольшие двери с разных сторон. Стена пугающе высока:

-2

И её не спутаешь с другими хивинским стенами из-за изразцов на каждом крепостном зубце:

-3

Известная хивинская легенда, что Аллакули-хан, заложив дворец в 1830 году, потребовал от зодчего закончить стройку в 2 года. Зодчий руководил делом как мог, но не вытянул даже близко, за что хан посадил его на кол. Что, впрочем, не помогло - дворец всё равно строился около 8 лет.

-4

Ныне он состоит из трёх дворов - пара (один за другим) на юге, третий (от края до края) на севере. Это гарем (то есть - ханские покои, а не то, что в это слово вложил голливуд) - если в Куня-Арке он закрыт для туристов, то в Таш-Хаули - его основная часть.

Ныне туда попадают через неприметную дверь в восточной стене на узкой улице между дворцом и тем самым караван-сараем Аллакули-хана. Гарем тут представляет собой натуральную площадь, коей в общем-то и был - 4 айвана слева принадлежали домам жён, балконы справа - "общежитию" наложниц, а где-то были и покои самого хана и его прочей родни:

-5

И этот гарем, созданный Абдуллой по прозвищу Джинн - шедевр хивинского искусства. Здесь самая роскошная и деревянная резьба колонн, и каменная резьба их оснований, и роспись потолков. Хорезм был не столь богат, чтобы оформлять внешние стены больших зданий так, как это делали в Бухаре и Самарканде, но зато на украшение своих дворцов ханы не скупились. Дальше не знаю, нужны ли какие-то пояснения - просто айваны таш-хаулинского гарема.

Листайте галереи!

В каждом айване две двери - одна ведёт в комнату ханской жены, вторая - в коридор к другим помещениям:

-8

Надо заметить, комнаты у восточных цариц были немногим больше, чем у меня в панельном многоэтажке:

-9

Помещение в торце гарема. Судя по близости к воротам, там жила какая-нибудь ханская обслуга:

-10

Балконы на другой стороне гарема - похожие друг на друга, но немного разные:

Я же в гареме застал приготовления к какому-то фольклорному представлению.

-12

Всего же у хивинского хана к концу его власти было не менее 5 дворцов - ещё Наруллабай в Дишан-кале, летние Кибла-Тозабог и Арка-Тозабог на окраинах и башня Чодра-хаули за чертой нынешнего города - нередкий в общем случай несоразмерной роскоши в небольшой и умирающей стране. Но о тех дворцах и о русской эпохе Хивы расскажу отдельно.

-13

Дворцы хивинских ханов.

Куня-Арк и давняя история ханства.