Накануне своего 45-летия Федор Достоевский (1821-1881) закончил диктовку (в страшной спешке - за 26 дней) романа «Игрок». Диктовка шла ежедневно с 12:00 до 16:00. Дома стенографистка и будущая жена Достоевского Анна Сниткина расшифровывала стенограмму. Федор Михайлович потом просматривал текст и вносил исправления.
Ради этой срочной работы Достоевскому пришлось на время прервать работу над «Преступлением и наказанием» (между прочим, издатель Катков оплачивал роман по 125 рублей за печатный лист; Льву Толстому в том же «Русском вестнике» платили по 300).
Эта спешка объяснялась следующим. В апреле 1865 года Федор Михайлович оказался в ужасном положении: умер его любимый брат Михаил, а издаваемый ими вместе журнал «Эпоха» находился в состоянии агонии. Кроме долгов по журналу, Федору Михайловичу нужно было содержать большую семью брата. За 3 тысячи немедленно выплаченных и тут же истраченных рублей он продал издателю Федору Стелловскому право на издание полного собрания своих сочинений.
В договоре был также пункт о том, что Достоевский обязан представить издателю новую повесть - объемом не менее 12 печатных листов. В случае нарушения этого пункта Стелловский получал право в течение 9 лет издавать все произведения Достоевского, которые тому вздумалось бы написать, не платя при этом автору ни копейки. Срок истекал в полночь 31 октября по старому стилю (12 ноября - по новому).
Хитрый издатель, предвкушая будущие барыши, заранее исчез из Петербурга, - его не было ни дома, ни в издательстве, и по распоряжению Стелловского его приказчики отказались принять у Федора Михайловича рукопись. По совету одного из друзей, Достоевский сдал под расписку рукопись «Игрока» за несколько часов до истечения срока в контору той полицейской части, в пределах которой проживал Стелловский, официально зафиксировав таким образом, что он выполнил условие договора.
Кажется, это единственный в истории отечественной литературе случай, когда полиция в лице безымянного сонного квартального спасла писателя от 9-летней кабалы.
.
12 афоризмов мудреца: Достоевский
.
Жизнь задыхается без цели.
Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
Истина без любви — ложь.
Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает.
Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
Душа исцеляется рядом с детьми.
Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
Мир спасёт красота.
.
#Достоевский #писатель #страсти #мудрость #любовь