В воскресенье мы навестили двух арбатских рыцарей, что столетие наблюдают за бегущими внизу прохожими. Стоят они на доме купца Филатова напротив театра им. Е. Вахтангова. В Москве есть легенда, что когда-то Арбат охраняла четверка рыцарей. Два из них погибли, когда в 1941 году в театр попала бомба. На самом деле на здании всегда жили только два защитника. А сегодня будет короткий рассказ о создателе дома — архитекторе Валентине Дубовском. В интернете мало информации о нем. Его фантазии и «перу» принадлежат четыре из семи упомянутых в «Москве и ее Сестрах» рыцарей.
Итак, рыцари Дубовского стоят на Арбате, в Гусятниковом переулке (дом 11; в книге я назвала его Матео) и на Большой полянке на доме Демента (дом 54; непарная фигура). Всего к началу Первой мировой войны Валентин Евгеньевич построил в Москве 24 здания. Часть из них — семиэтажные — тогда называли небоскребами.
Дубовской родился в 1877 году в Петербурге в семье юриста. Под влиянием родственника — художника-передвижника Николая Дубовского — увлекся живописью. В 1903 году он окончил Институт гражданских инженеров с серебряной медалью за лучшие архитектурные проекты. И с того же года начал работать в Москве.
Первый построенный дом (Проспект Мира, 53) полностью перестроен, и в настоящее время остается только гадать, как он выглядел тогда. Затем были постройки в том же районе — в Грохольском и 1-м Коптельском переулках (в настоящее время здания не сохранились). Следующим был «Дом под рюмкой» купца Филатова на Остоженке (1907-1909).
В 1913 году вознесся самый высокий московский жилой дом того времени — известный нам приют рыцарей на Арбате, 35. Здание принадлежало жене купца А. Филатовой
Тот, кто читал книгу, может вспомнить фамилию другого архитектора — Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее. Она тесно связана со строительством высоток Москвы (по тогдашним меркам), например, «высотного» дома со шпилем в Оружейном переулке. Кстати, Дом-рюмку Дубовской пристроил к четырехэтажному зданию Нирнзее (1904 г.).
С Рюмкой связано много московских легенд. Купца-старообрядца Филатова (то есть, без сомнений, непьющего человека) кто-то назвал гулякой и кутилой, который бросил пить и поставил на крышу здания перевернутую рюмку. Есть варианты легенды с сыном купца и его матерью. Есть версия, что из перевернутой чаши, похожей на рюмку, на дом выливаются чудеса подводного царства. Здание существует по настоящее время. Более того, оно до сих пор жилое.
После революции Дубовской спроектировал здание главного корпуса Шатурской ГРЭС (1925) — одной из старейших электростанций, построенной по плану ГОЭЛРО в 1920-е годы.
Еще одним детищем Дубовского — корпусом ГЭС-1 на Раушской набережной — любуются туристы с прозрачного моста-языка парка Зарядье.
Умер Валентин Евгеньевич в возрасте 54 лет в 1931 году в Москве. Место захоронения неизвестно. Когда будете гулять по Москве, навестите рыцарей и вспомните архитектора, создавшего в нашем городе великолепные здания.