Но братьям Иван говорит, что он пень горелый увидал, и, как ни бился, разжечь его не смог.
Почему? Отчего?
А что вы хотите, чтобы он сказал: «я нашёл Перо моей славы»? Но Пушкин отлично знал Ветхий Завет и наверняка хорошо помнил, что братья сделали с прекрасным Иосифом, когда он явился перед ними в одежде славы; в выпрошенном раньше времени у Иакова радужном кетонете Рахили.
А его собственные (то есть, Ивановы) братья везли в Град-столицу продавать всё же не его самого, а только его коней…
И Пушкин с раннего возраста понимал и видел изнанку славы. Всем мил всё равно не будешь. Всегда найдётся какой-нибудь Зоил, которого не устроит и лучший из певцов. Поэтому, в том же «Послании к Дельвигу», где он ему (Дельвигу) пеняет:
Изменники друзья
Невинное творенье
Украдкой в город шлют
И плод уединенья
Тисненью предают, —
Бумагу убивают! -
Есть такая строфа:
Предатель, с Аполлоном
Ты, видно, заодно;
А мне прослыть Прадоном
Отныне суждено.
Прадон* – это воплощение поэтической бездарности.
*ПРАДОН Никола (1632—1698) — франц. трагический поэт; в 1677 г. написал трагедию «Федра и Ипполит» на ту же тему, что и «Федра» Расина; противники последнего обеспечили успех Прадону, который стал после этого обычным предметом эпиграмм и насмешек со стороны друзей Расина. Трагедии Прадона были забыты, имя его осталось в памяти лишь по направленным против него эпиграммам и приобрело почти нарицательное значение бездарного и честолюбивого поэта. Из всего написанного Прадоном известностью пользовался один лишь его мадригал, признававшийся образцовым. П. вписал прозаический перевод этого четырехстишия в альбом своего лицейского товарища Горчакова (вероятно, в 1811 г.).
Пень горелый– это и есть образ того бездарного поэта, Прадона.
А взят он, - я думаю, - из произведения Михаила Дмитриевича Чулкова «Плачевное падение стихотворцев» (1769).
Это поэма о том, как писаки-бездарности решили взять приступом Парнас, и как боги-олимпийцы, во главе с Юпитером, разгневавшись, буквально сбили с них эту спесь.
В этой поэме он описывает, в частности, дурня, который решил стать первым из поэтов, победив всех современных стихотворцев. И вот у этого «героя»:
"Глава его, как пень в полуночи, блистала,
И слава в облаках над оною летала" /Выделено мною.
А говорят о герое этом следующее:
"Народная молва гласила в мире так,
Что выйдет из-за туч небесный вскоре знак,
Новорожденная появится планета,
Которая у нас прибавит много света".
И вот – практически рождение нового Солнца, - которое, конечно, рождено для Славы:
"И всеми жданная планета нам явилась.
Ужасно зрелище открылось наконец,
Явился зрителям пречудный молодец,
Из недр природы он прегордо выступает,
И будто бы со сна, разинув рот, зевает,
" Во-первых, - говорит, - родился я на свет,
Для удивления народов и планет.
Вселенной принесу и пользу и забаву,
Себе ж приобрету бессмертную тем славу…"
Понятно, что образ этот сугубо сатирический.
И едет он:
"Сей витязь шествовал не пешими ногами;
Но ехал на осле с предлинными ушами"
Пушкин преобразил эти строки в такие стихи:
«На спине с двумя горбами
И с аршинными ушами».
О Расине и Прадоне поэт Дмитрий Хвостов написал басню, которая так и называется: "Расин и Прадон". В ней описано, как после смерти поэтов их книги стали продавать на рынке, и как покупатели сразу бросились к книгам Прадона, лучше изданным, но, открыв, сразу отодвинули их, заскучали. А творения Расина
"В минуту напротив Расина подхватили,
И деньги серебром без торгу заплатили".
И деньги заплатили серебром и без торгу, - как царь заплатил Ивану в нашей сказке за его чудо-коней.
Продолжение: