Думаю, не стоит подробно рассказывать о том, каких именно мам называют особыми. Предполагаю, что люди, которые приходят ко мне в гости, знают об этом даже лучше меня.
Итак, поскольку я работаю в специализированном учреждении для детей с особенностями развития, то особые мамы и общение с ними - неизбежно являются частью повседневной жизни как моей, так и моих коллег-педагогов (не только нашего кружкового отдела, но и всех остальных).
Так как к нам в стационары попадают ребята совершенно разные, и многие из них, ввиду серьезных ментальных нарушений, к каким-либо самостоятельным действиям не приспособлены, мамы вынуждены проходить курс вместе с ними, постоянно находясь рядышком. А некоторые из них - даже на занятия ходят вместе с детками, не отрываясь от них ни на минутку.
Хотя, иной раз и рады бы "оторваться", да ребенок не отпускает: сразу крики, визги начинаются, дикий испуг и агрессия... Ну, это обычные издержки, которые, в принципе, педагогов не удивляют. А учить ребенка работать без мамы - нееет, некоторые мамочки еще сами морально не готовы к этому... А педагоги не имеют права настаивать, они могут лишь рекомендовать и, как говорит начальство, "ненавязчиво уговаривать".
И вообще, истина в том, что, какими бы ни были образованными и "модно обученными" педагоги, какими бы проверенными временем ни были их советы, все равно лучше, чем родная мама, ребенка никто не знает! И только мама может решать, ходить ли ей с ребенком на занятия или оставлять его в кабинете и убегать, несмотря на плач и крики.
Кстати, о самих мамах...
Нередко педагогов, работающих с особенными детишками, упрекают в том, что они якобы всегда и везде негативно относятся к мамочкам и осуждают их как за чрезмерную привязанность к ребенку (с сопутствующими постоянными "сюсюканьями и чмоками" по поводу и без повода), так и за мнимую "пофигистичность" (мол, не занимаются с ребенком, бросили черную работу на "чужих тёть", а сами отдыхают).
И , опять же, здесь я думаю, что сами мамы должны выбирать себе тактику взаимодействия как с ребенком, так и с теми, к кому они приехали за помощью. А уж совестью, хитростью или любовью - это уже зависит от того, какими качествами сам человек обладает...
Только бывает так, что даже самые хорошие мамины качества могут полить грязью такие же "подруги по несчастью"... А сама обладательница хороших качеств - остаться непонятой.
Мама Юля
Был у нас недавно в стационаре симпатичный пятилетний мальчик (с ментальными нарушениями). Лежал с мамой (как и многие другие ребята).
Вот честно, с первых же дней пребывания в учреждении - мама Юля как-то резко выделялась на фоне других мам.
Даже в день приёма!
Пока другие мамы, еще ДО составления расписания уже бегали по кабинетам медиков и педагогов и выбивали себе удобное время для занятий и процедур (довольно агрессивно!), мама Юля, в это же время, прямо в коридорчике "развлекала" и своего, и чужих ребятишек (детей тех мам): в "ладушки" играла, "паровозиком" с ними ходила (еще и песенку про паровоз им пела).
И ведь правильно делала! Если бы не мама Юля, представляю, какой базар-вокзал бы был на приеме! А так - пусть и шумно, зато "организованно"! И детки радуются, а не ревут!
И сама мама Юля - без всяких "выбиваний" и скандалов знает, что на занятия ребенка всё равно возьмут... так зачем кипиш устраивать?
И вообще, сама по себе она такая вся задорная и заводная! Чем-то похожа на певицу Елку (серьезно)!
Мама Юля и занятия
Несмотря на то, что мама Юля со стороны кажется активной и любопытной, она почему-то очень редко ходит на занятия со своим ребенком: заводит в дверь - и сразу убегает прочь...
Но не сказать, что ей всё равно! Ведь после каждого урока она беседует со всеми педагогами, интересуется "успехами" сыночка, спрашивает, над чем нужно поработать... и работает! Да-да, даже дежурные воспитатели подтверждают, что она делает с сыном домашние задания!
Но... интересное кино! Она не ходит на занятия только к СВОЕМУ ребенку!
Это как?
Ну, например (я даже свидетельницей была)...
В коридоре, перед дверью кабинета дефектолога, стояли очень капризная девочка и её очень серьезная мамочка.
Девочка - не хотела идти на урок и всячески упиралась, крича чуть ли не матом, а её мама - буквально коленом толкала её к двери и рычала, что накажет, если та не пойдет на занятие.
У кабинета напротив (сенсорная комната) - стояли наша мама Юля с сыном. Потом мальчишку - завели в кабинет, а мама - так и осталась стоять у стеночки.
А, между тем, "сцена" капризной девочки и её мамы - продолжалась и даже местами накалялась... (Не пойдуууу!... Нет, ты пойдёшь!... Не хочуууу!... Всё равно пойдёшь!... )
Далее, мама девочки, швырнув на пол какую-то тетрадку и схватив дочку за воротничок, говорит:
- Ладно, я сама с тобой пойду! Вместе заниматься будем!
А девчонка - ррраз и выдаёт:
- Нет! Я с тётей Юлей пойду! Пошли, тётя Юля!
Подходит к маме Юле, хватает за руку и тащит за собой в кабинет дефектолога.
Мама Юля улыбается:
- Ну пойдём, раз так хочешь.
И ведь отлично всё было! И дефектолог потом говорила, что девчонка вполне сносно занималась в присутствии "чужой" мамы.
Да и другие педагоги - тоже рассказывали, что замечали такую "странность"... вроде как дети - меняются, а мама - одна и та же. Как оказалось, не только та девочка, но и некоторые другие детки - тоже ходили на занятия с "тётей Юлей"...
Правда, еще говорят, что тётя Юля - сама втянулась в эту игру и сама предлагала свою помощь другим мамам. Заметим, те мамы - не отказывались! Но и сами не предлагали взамен посидеть на занятии у её сына...
Но сам "эксперимент" - педагогам очень даже понравился. Особенно нашему новому психологу...
Только вот...
...психолог заметила, что как-то недолюбливают маму Юлю другие мамы.
А воспитательница - подтвердила... и сказала:
- Да ревнуют мамы! Не нравится им, что их дети к чужой маме потянулись!
Мама Юля на мероприятиях
Лично я попала на два мероприятия, на которых присутствовала мама Юля.
На одном из них - замечательный, старательный, но немного заикающийся мальчик Лёня читал стихотворение. И мама Юля, заметив, как Лёня волнуется, прямо из зрительного зала крикнула ему, подняв кулаки:
- Давай, Лёлик, ты - умница, мы - с тобой!
А потом, после его "выступления", она обнимала и хвалила Лёню так, будто бы это был ЕЁ ребенок. Так искренне она за него переживала!
И, кстати, и в этот момент, другие мамы также смотрели на неё как на дурочку и перешёптывались.
И еще одно мероприятие...
Игровое, в народном стиле!
Мама Юля (единственная из присутствующих родителей) - и в хороводе со всеми детьми танцевала, и на ложках играла, и даже внутри длинной тряпичной "трубы-змейки" со всеми детьми ползала, благо худенькая и компактная женщина.
Кстати, о "трубе"! Если и были ребята, которые отказывались лезть в трубу (боялись или просто не хотели), то после того, как туда заползла мама Юля - сразу весь народ за ней "попёр", и с удовольствием!
Вот такая удивительная "женщина-заводила"!
А ведь, между прочим, она - ни разу не педагог! Она - технолог на мясоперерабатывающем предприятии. Вот!
Эх!
Но, как бы там ни было, многие другие мамы - так и не одобрили все её действия. Даже при воспитателях критиковали её и осуждали.
И тыкали на одно обстоятельство...
Оказывается, по их мнению, мама Юля "не умеет сама контачить со своим ребенком, а докапывается до чужих". Вот вам, блин, доказательство!
Когда по утрам в стационар приходит медсестра (делать уколы), мама Юля, "такая-сякая, не поддерживает своего ребенка, не успокаивает, а наоборот... выходит из палаты! Ехидна!"
И только одна мамочка (мама Лена, о ней я тоже писала) успела заметить, что мама Юля в это время не просто стоит в коридоре. Она - грызёт ногти, переживает и тихонько плачет. Видимо, чтобы сыночек не видел и не слышал.
Вам же, дорогие читатели, доброты по жизни и понимания в семье.
Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам