Фамилия Эрфурта в Саратове многим известна благодаря дому с вензелями, который находится на проспекте Столыпина,7 ; и несомненно является украшением города, даже несмотря на то, что утратил шатровое покрытие над выступающей частью кровли в виде башни с балконом. Сейчас же рассказ будет о тех его домах , что до 1976г. располагались на этой же улице, в этом же планном квартале по совр. адресу -пр-т Столыпина ,3.
Мало кто знает, что у Эрфурта первоначально было дворовое место в 180 планном квартале, в начале Немецкой ул., сразу за местом , отведённом Конторе иностранных поселенцев . Контора эта занимала угол улиц совр. Радищева и пр-та Столыпина, здание её находилось по совр. ул. Радищева.После упразднения Конторы, земли отошли Городу, где в 1895г. было построено музыкальное училище, впоследствии (в 1912г.) Саратовская Консерватория.
До Эрфурта, ещё в 1840-е гг. этим местом владели купеческие братья Мейеры Фёдор и Иван Андреевичи, которые торговали мукой. В 1849г. умер Иван Андреевич, за ним в 1852г. и Фёдор Андреевич. После последнего остались одноэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом во 2-ой г. Саратова части, в 180 планном квартале , на Немецкой улице и каменная хлебная лавка в Верхнем базаре. Наследниками являлись его жена Кристина Кондратьевна, урождённая Крафт и дочери: Анна, Амалия , Елизавета, Дарья Фёдоровны Мейер. Ещё в 1849г.дом был оценен в 3040 рублей и выставлен на продажу, но долго не продавался-наследников не удовлетворяла цена которую за него предлагали. В 1853г. была ещё одна попытка продажи -один ревельский гражданин Ганц очень уж хотел купить этот дом, но непременно с уступкой в цене, что не устраивало наследников.
Время шло вдова Ф.А.Мейера вышла вторично замуж за некоего поселянина Лебеха, уехала жить к нему в колонию Екатерининштадт, оставив за собой лавку в Верхнем базаре.В 1856г. место с домом всё ещё не были проданы, несовершеннолетние наследники получили опекунов, а на имя дочери фортепьянного мастера Эмилию Карловну Фальк была оформлена доверенность, с тем, чтобы та продала его . А тем временем старшие дочери Мейера вышли замуж : Елизавета -за Кизиветра, а Анна -за Кострюкова и стала почётной гражданкой Анной Фёдоровной Кострюковой (ГАСО Ф.433,оп.1,д.826).
И только в марте 1862 г. Анна Фёдоровна Мейер , в замужестве Кострюкова смогла продать наследованную недвижимость, доставшуюся от отца, колонисту Орловской колонии Самарской губернии, Николаевского уезда Ивану Христиановичу (Кристиановичу тоже) Эрфурту, на дворовом месте наследников Мейера в то время находились деревянный дом на каменном фундаменте с деревянным флигелем, да надворные службы (ГАСО Ф 331,оп.1,д.283,л.36). В соседях у Кострюковой тогда кроме Конторы иностранных поселенцев были: в задах г-н Иванов, справа купцы - братья Шехтели. В 1863 г. Иван Христианович взял в строительной дорожной Комиссии ссуду из основного капитала в размере 3436 руб.,20 коп. на постройку брандмауэра, нового деревянного дома на каменном фундаменте с галереей и пристройкой к нему. Место Эрфурта по ул. Немецкой в длину составляло- 26 саж.(55,4 м.) , а место, принадлежащее Конторе иностранных поселенцев , по плану утверждённому за ней в 1847г. , по той же улице имело меру в 25 саженей
( 53,3м., ГАСО Ф.16, оп.1, д.1082).
Вскоре дом был построен. В одном из старых и во вновь выстроенном домах Эрфурт открывает гостиничные номера, которые и стали горожанами называться- «номера Эрфурта».
У семьи Эрфурта до открытия номеров уже был опыт гостиничного содержания. Жена Эрфурта Шарлота Осиповна была дважды замужем. Первым её мужем был саратовский купец Дмитрий Климов, бывший отпущенник из крестьян , он владел каменным двухэтажным домом в 3-ей г. Саратова части , в 281 планном квартале по ул. Московской (совр.№23). После смерти купца Шарлота Осиповна с его малолетними детьми унаследовала дом, но в 1855г. на дворовом месте случился пожар и дворовое место выгорело. Через год Шарлота Осиповна взяла ссуду всё в той же строительной и дорожной Комиссии и восстановила дом, сделав к нему новую пристройку с брандмауэром (ГАСО Ф.16, оп.1, д.237). После ремонта дом на Московской улице она держала как доходный, тем и жила, здесь находились гостиница и съёмные квартиры.
В 1864г., после замужества с И.Х. Эрфуртом , купчиха решила расстаться с домом Климова. Новым владельцем дома на Московской ул. стал Иван Герасимович Кузнецов и приобрёл он его с переводом долга от невыплаченной ссуды строительной Комиссии. Сейчас в доме располагается медицинский центр «Diполь».
***Иван Христианович Эрфурт приехал в Россию из Саксонии вместе со своей матерью, братом Фёдором, и малолетними детьми брата Августа, которых тот отдал в семью Ивана Христиановича на воспитание до исполнения ими совершеннолетия. Но в 1857г. брат Август вдруг передумал о своём решении и стал требовать вернуть ему детей через московский суд назад.
Суд отказал в его просьбе и тогда Август сам приехал в Саратов уже с уговорами, да остался тут, сменив имя на Андрея. Через год он стал цеховым-кондитером, обзавёлся кондитерской близ Театральной площади , в доме Калашникова,чем составил серьёзную конкуренцию славному кондитеру Ивану Августовичу Фельбертону. Брат Фёдор тоже состоял в Саратовской ремесленной управе, но в столярном цехе, держал свою мастерскую в доме Македонских на Немецкой ул. (см. https://dzen.ru/a/ZZwsBZKlAx2CntzF ). В 1869г. мать Эрфуртов умерла.
У Шарлоты Осиповны кроме детей от первого брака, с Иваном Христиановичем был общий сын -Фёдор . Позже, Эрфурты выкупили дворовое место у саратовского купца Т.Е.Жегина тут же в 180 пл.квартале, через дом от своих номеров. Теперь дворовое место соседей Замоткиных (бывш. Мецгер), оказалось слева, а Полякова (бывш.акушерки К.К.Миллер) за ними ( ГАСО Ф.3,оп.1,д.3738). Уже после смерти родителей, в 1913г.(?) Фёдор Иванович Эрфурт на этом месте выстроил новый дом , совр. адрес: пр-т Столыпина,7 .
Но, вернёмся к номерам......В 1870г. номера перешли новому владельцу- рижскому гражданину Ивану Ивановичу Застрову, его соседей Шехтелей, сменили Наследники Мецгера (ГАСО Ф.3,оп.1,д.4148), затем, в 1874 г. хозяином номеров стал некто кандидат агрономии Иосиф Фердинандович Шейман (ГАСО Ф.428,оп.1,д.332,л.59).
После Шеймана владельцем номеров стал крестьянин Уфимской губернии и уезда ,причисленного к Архангельской волости ,Григорий Яковлевич Воробьёв. В 1883г. по купчей крепости номера перешли во владение саратовскому купцу Сорокину Тарасу Ивановичу (ГАСО Ф. 428,оп.1,д.396,л.84).
Купец Сорокин Тарас Иванович был старообрядцем, беспоповцем поморского согласия. В 1901г. являлся попечителем богадельни на 60 коек при Единоверческом кладбище нижегородских купцов Бугрова и Блинова , был прихожанином молельни на Приютской (Октябрьской) ул., между Московской и Царицынской (Первомайской) улицами.
Основной сферой его деятельности была торговля готовым платьем. В доме Вакурова на Московской ул. и в доме Кузнецова на углу улиц Немецкой (пр-кт Столыпина) и Никольской (Радищева) он держал свой магазин, торговля велась и на Театральной площади и в рядах Верхнего базара.
Номера после смерти Тараса Ивановича достались одному из его сыновей -Фирсу Тарасовичу Сорокину , но владел он ими недолго. Из-за долгов , в 1910г. Фирса Тарасовича признали несостоятельным должником,и объявили банкротом, на общем собрании кредиторов выяснилось, что он был должен в общей сложности 74 тыс .рублей, а также его осудили за мошенничество, которое заключалось в фиктивной передаче своих дел по торговле готовым платьем своему родному брату, оставаясь при этом всё ещё настоящим хозяином дела. Было назначено конкурсное управление, а Сорокин взят под стражу. Одним из крупнейших кредиторов Сорокина был купец Василий Иванович Красулин, он- то и стал новым владельцем гостиницы .Красулин отремонтировал номера и отдал в аренду-управление купеческому сыну мануфактурщика М.В.Воронкову. Выстроив позже свой доходный дом на Немецкой у (совр.№25), в 1916г. Красулин расстался с номерами, уступив их за 300 тыс. рублей крестьянину Ардановской губернии Розоватовской волости Тюрину Матвею Ивановичу (ГАСО Ф.864,оп.1,д.3, л.24 об.).
К слову ,брат Тюрина - Егор Иванович уже давно торговал в Саратове мануфактурой (ГАСО Ф.28,оп.1,д.4795, л.127). Матвей Иванович, заполучив номера у Красулина, сделал в них ремонт , облагородил внутренний двор, разбив там садик с клумбами и счастливо продолжал держать всё те же номера в количестве семидесяти под названием «Семейные номера Тюрина». При номерах была прислуга и кухня-ресторан, у администратора имелся телефон.
После революции в номерах находилось общежитие преподавателей, дирекции Консерватории; артистов и музыкантов театра им. Чернышевского. В 1976г. дома по пр-ту Кирова были сломаны, на их месте был построен новый учебный корпус Консерватории в одной с ним связи .
Но зафасадные постройки внутри двора частично сохранились и их при желании можно увидеть , открыв калитку в железных воротах, соединяющих пристройку Консерватории с домом С.Е.Замоткина.
Сейчас на месте номеров традиционно находится хостел под названием
"День & ночь".
Источники: 1.Документы ГАСО; 2. Справочные издания Саратова разных лет; 3.Фотографические материалы сайта «Фото старого Саратова» и интернета; 4.Саратовские газеты разных лет.