Найти тему
ART FLASH Magazine

Как художнику вести свой блог: инструкция по применению

Оглавление

В современном мире социальные сети стали неотъемлемой частью жизни художников. Однако простой публикации картин недостаточно для создания успешного блога. Как привлечь внимание аудитории, поддержать её интерес и превратить блог в эффективный инструмент для продвижения искусства? В нашем интервью художники рассказывают о своем опыте ведения блогов, делятся советами и рекомендациями, которые помогут вам лучше понять, как использовать социальные сети для продвижения своего творчества.

Для художников блог в социальных сетях — это не просто витрина работ, а целый мир, где искусство обретает новую жизнь и находит своего зрителя. Ведение блога требует времени, стратегического подхода и регулярности. Яков Хомич, Миша Либерти, Тарас Желтышев и Анна Сладкова рассказывают, как они начали вести свои блоги и какие стратегии помогают достигать успеха. Их истории полны ценных уроков: от необходимости регулярности публикаций и взаимодействия с подписчиками до важности интуиции и креативного подхода.

Расскажите, как Вы начинали вести соцсети?

Яков Хомич: Я начал вести соцсети до ковида, завел себе странички в Instagram*, Behance и еще где-то. Первыми подписчиками, конечно, были друзья и знакомые. Постепенно стали приходить новые люди.

Я бы не сказал, что занимался продвижением как-то серьезно. То ли времени не хватало, то ли усидчивости. Просто поставил себе условную задачку: раз в два дня выкладывать по картинке с небольшой подписью. Благодаря Instagram* я нашел галерею ART&BRUT: увидел рекламу опен-колла, подался, и они взяли меня к себе резидентом.

Миша Либерти: Начинал я с личной страницы, где делился повседневными фотками и шутками. Творчества там было мало. Со временем мои работы начали привлекать внимание все большего числа людей, появились комментарии, лайки, предложения сотрудничества, и я понял, что необходимо создать отдельный аккаунт, посвященный исключительно искусству.

Тарас Желтышев: Почти 10 лет я веду личный аккаунт в соцсети, где регулярно делюсь творческими процессами. Поначалу было очень много концептов мебели и света. Со временем это переросло в целую арт-вселенную, и я понял, что следует развивать отдельный аккаунт — @yoomoota. Этот переход случился естественным образом, а сегодня страница уже функционирует как мой арт-бренд, за которым стою не только я, но и моя команда.

Моя личная страница @tarasyoom по-прежнему существует, в ней я самостоятельно делюсь внутренними процессами работы, кадрами из мастерской и различными этапами новых проектов.

Мне нравится возможность разделения контента на личный и рабочий: на своей странице у меня нет ограничений, я открыт к аудитории и часто показываю детали своих будней. На странице бренда мы больше стараемся показывать пользователям «внутрянку» компании, жизнь мастерской, внутренние процессы. Творим и там, и там, но под разным углом.

Анна Сладкова: Изначально я создала отдельный аккаунт для публикаций, связанных с моим творчеством, и какое-то время вела две страницы, творческую и личную. Последнюю со временем забросила. Мне кажется, нет смысла умножать время и усилия,затрачиваемые на ведение соцсетей. Внутри аккаунта существует множество разных инструментов (вплоть до возможности архивировать фото), которые позволяют разделить контент. Поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы разбавлять профессиональное личным в разумных пределах…

Как часто нужно публиковать контент, чтобы привлекать аудиторию и удерживать ее внимание?

Яков Хомич: По частоте публикаций я бы ответил так: это нужно делать регулярно и максимально разнообразно. Обязательно выкладывать и сториз, и посты, и рилсы и постоянно поддерживать этот процесс — тогда от ведения соцсетей будет толк.

Миша Либерти: Частота публикаций зависит от платформы и вашей аудитории. Обычно рекомендуется публиковать контент 3-5 раз в неделю, чтобы оставаться на виду у подписчиков, но не перегружать их. Важно поддерживать регулярность и качество контента. Хорошо работает чередование различных типов постов: фото готовых работ, видео процесса, анонсы событий и персональные истории.

Тарас Желтышев: Золотой формулы здесь нет, для меня публикации в соцсетях — органичное продолжение моего творчества. Я понимаю, что людям, интересующимся искусством, важно видеть за работами самого автора, его жизнь и процессы. Мне комфортно делиться этим с аудиторией, показывая развитие себя и своего проекта.

Анна Сладкова: Зависит от того, что это за соцсеть, и какие цели вы преследуете. Думаю, что для канала художника это как минимум 3-4 поста в неделю в Telegram, для Instagram* же лучше подскажут алгоритмы. Для меня важнее держать основной фокус внимания на творческом процессе и не думать о том, что мне обязательно нужно что-то выложить. Иногда это может плохо сказываться на творчестве.

Есть ли у Вас стратегия? Или Вы действуете интуитивно?

Яков Хомич: Стратегия однозначно есть. Мы каждую неделю проводим созвоны, где планируем публикации на ближайшие недели. Мое участие в этом процессе заключается в поставке контента. Я снимаю процесс работы или какие-то бытовые вещи. Иногда не получается полностью следовать контент-плану, но в целом, у нас всегда есть за что зацепиться и о чем рассказать.

Миша Либерти: У меня есть общая стратегия, но в основном я действую интуитивно, опираясь на отклики и вовлеченность аудитории. Я стараюсь поддерживать баланс между рекламными постами, личными историями и демонстрацией процесса работы. Команды у меня нет, но я планирую ее привлечь для создания коротко форматных видео на разных платформах.

Тарас Желтышев: Поскольку я не первый год ежедневно взаимодействую с постоянной командой, у нас есть стратегии в SMM- и PR-направлениях, которых мы придерживаемся. В любом случае работает правило: чем больше и разнообразнее выходит контента, тем выше шансы найти и попасть в нужные аудитории.

Анна Сладкова: Интуитивно. Когда чувствую, что хочу поделиться новой работой, только что снятым видео процесса рисования или тем, как солнечный свет заглянул в мастерскую, то делаю публикацию. Правда, из-за этого иногда возникает ощущение, что блог развивается не благодаря, а вопреки.

В какой момент блог начал развиваться и расти?

Яков Хомич: В момент, когда мы уже сработались и стали примерно понимать, как делать контент без лишних заморочек.

Миша Либерти: Ключевыми точками в развитии блога стали мои выставки и участие в фестивале Burning Man. Эти события значительно повысили интерес к моему творчеству и привлекли новую аудиторию. Во время выставок я активно делился фотографиями и видео с мероприятий, рассказывал о подготовке и процессе создания инсталляций. Это позволило зрителям увидеть закулисную жизнь художника и глубже понять мое искусство. Участие в Burning Man открыло новые горизонты: у меня появилась возможность представить свои работы на глобальной платформе, привлечь внимание международной аудитории и получить массу положительных откликов. Фестиваль стал не только важным событием для самовыражения, но и мощным инструментом для развития бренда. Медиа-контент стал более разнообразным и качественным, что, в свою очередь, способствовало росту аудитории и укреплению позиций в соцсетях.

Тарас Желтышев: После переезда из Томска в Москву я стал активно участвовать в международных конкурсах, опен-коллах и выставках, а это всегда драйвер роста и узнаваемости в арт-индустрии. Несколько лет я уже живу и работаю в Бангкоке, развиваюсь на международном рынке, и блог растет на новом уровне благодаря моим активностям здесь.

Анна Сладкова: Блог в Instagram* появился у меня в 2015-м году и вести его было довольно просто. Можно было уйти в работу над картиной на неделю, не заходя в соцсеть, а потом появиться с новым постом, и не потерять при этом просмотры.

Честно говоря, моя стратегия с тех пор не изменилась. Я все еще могу надолго пропасть из соцсетей, просто потому что мне важно погрузиться в творческий процесс, не отвлекаясь на контент. Блог растет, в основном, «из вне» во время выставок.

Как оценить эффективность своего блога в социальных сетях и какие метрики следует отслеживать для повышения успеха?

Яков Хомич: Вопрос, ставящий меня в тупик. Я бы, честно говоря, предложил вам написать Кате (прим. SMM-специалист).

Катя: В первую очередь, стоит смотреть на вовлеченность аудитории — это метрика, которая показывает, насколько аудитории откликается то, чем вы делитесь. А для художника отклик у зрителя это, пожалуй, главное. Понять, что отклик в блоге хороший, просто: вам оставляют комментарии, много пишут в директ, отвечают на сториз и ставят реакции.

Миша Либерти: Эффективность блога можно оценивать по нескольким ключевым метрикам: количество подписчиков, охват и вовлеченность (лайки, комментарии, шеры), а также количество переходов по ссылкам (например, на сайт или интернет-магазин). Важно анализировать, какой тип контента вызывает наибольший отклик, и делать акцент на таких постах.

Тарас Желтышев: Вовлеченность аудитории и обратная связь — самые ценные метрики для меня. Конечно, для SMM работает больше метрик, но эти кажутся мне наиболее персонализированными, а именно к такому индивидуальному диалогу сподвигает искусство. Также не могу не ответить, что одной из наиболее ценных метрик для меня являются  репосты и сохранения. Благодаря этому я понимаю, что людям настолько откликается то, что я делаю, что им хочется поделиться этим с другими.

Анна Сладкова: У каждого свои задачи и цели. Для меня это отклик аудитории, приглашения к сотрудничеству, продажи картин.

Что для Вас блог?

Яков Хомич: С самого начала я просто хотел показывать свои работы заинтересованным людям, знакомым и незнакомым. Это было что-то среднее между способом делиться тем, что  я делаю, и своеобразным онлайн-портфолио. Сейчас контента стало больше: мы показываем не только готовые работы, но и процесс их создания, делимся разными инсайдами.

Для меня главное — получать ответную реакцию от подписчиков. Я работаю в мастерской один. Единственный способ показывать свои картины кому-то часто и регулярно — делиться ими в соцсетях. Я рад, что есть такая возможность.

В целом, соцсети — это прекрасное подспорье. Как я уже сказал, моя профессиональная жизнь, по сути, началась с Instagram*. Здесь я познакомился с людьми, с которыми общаюсь до сих пор. Например, со своими коллекционерами. Это же прекрасно.

Миша Либерти: Для меня блог — это одновременно пространство самовыражения, инструмент для развития личного бренда и витрина, но разные социальные сети я использую для различных нужд. Мой телеграм-канал является персональным блогом для близкого круга. Здесь я делюсь своими мыслями, шутками, процессом создания работ и повседневными событиями. Это пространство для более глубокого и личного общения с теми, кто действительно интересуется моим творчеством и личностью. Instagram* — это мое онлайн-портфолио и мощный маркетинговый инструмент. Здесь я представляю свои работы в наиболее выгодном свете, показываю готовые проекты, делюсь профессиональными фотографиями и видео из путешествий. Этот аккаунт помогает мне привлекать новых коллекционеров и партнеров, продавать работы и продвигать бренд.

Тарас Желтышев: Блог, в том числе в арт-сфере, — это многофункциональный инструмент, где могут эффективно работать все составляющие. Я считаю, что при правильном подходе срабатывает эффект домино — одно тянет за собой другое. Для меня соцсети, в первую очередь, пространство самовыражения — место, где я делюсь с аудиторией своими мыслями, идеями и их реализациями, творческими процессами и многим другим. Именно это и ведет к развитию личного бренда: растет узнаваемость, аудитория.

Анна Сладкова: Я начинала вести блог для самовыражения, но в какой-то момент он превратился в инструмент развития личного бренда. Одно не исключает другое.

Какое-то время соцсети были площадкой для продажи картин. Здесь нужно быть внимательным. Однажды мошенники создали фейковый аккаунт под моим именем и писали всем, кто комментировал посты, с предложениями купить картины. Два человека перевели деньги, я очень переживала тогда. Будь осторожными и вовремя предупреждайте подписчиков, если сталкиваетесь с подобным.

Посоветуйте, как начать вести страницу, на что обратить внимание в первую очередь?

Яков Хомич: Лично для себя я понял, что самое важное — регулярно выпускать контент и не опускать руки. Мало подписчиков, мало лайков — да ничего страшного. Главное, чтобы тебе нравилось, правильно? И еще терпение. Рано или поздно появятся реакции и приятные отзывы. Мне кажется, вот это самое важное — не опускать руки и не грустить из-за всякой чепухи.

Миша Либерти: Для молодого художника важно следующее:

  1. Определить свою уникальность и стиль.
  2. Регулярно публиковать качественный контент, который отражает ваше искусство и философию.
  3. Взаимодействовать с аудиторией: отвечать на комментарии, проводить конкурсы и опросы.
  4. Использовать хэштеги и геотеги для увеличения охвата.
  5. Сотрудничать с другими художниками и галереями для привлечения новой аудитории.
  6. Анализировать результаты и корректировать стратегию в зависимости от отклика аудитории.

Удачи в ведении страниц и успехов в творчестве!

Тарас Желтышев: В вопросах самовыражения я бы посоветовал только одно: довериться себе и своему воображению. Блог — это огромная возможность раскрыться в медиаполе, где каждый может найти свою аудиторию. В первую очередь попробуйте определить ваши сильные стороны: что получается у вас лучше, что хуже. Ищите вдохновение в окружающем мире, людях, вещах, том, что вы любите. Не бойтесь пробовать что-то новое или повторять что-то старое. Рабочие процессы, взлеты и падения, ваши ценности и новые смыслы — все имеет значение.

Анна Сладкова: Мне кажется, здорово, когда художник не воспринимает свой блог как портфолио и «витрину», а творчески использует возможности соцсетей. На это всегда интересней смотреть.

*Принадлежит Meta. Признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ