Найти тему
Строительный мир

В России планируют построить железную дорогу через Кавказский хребет

В августе 2024 года стало известно, что в утвержденном генеральном плане Сочи, согласно схеме территориального планирования, учтено строительство железной дороги Адлер – Черкесск – Кисловодск, однако сроки не уточняются. Нет пока и точной трассировки будущей магистрали. Известно лишь, что пройдет она через горный кластер Сочи.

«На данный момент нет документов, описывающих маршрут будущей железной дороги и населенные пункты, через которые она будет проходить. По данным Научно-исследовательского института перспективного градостроительства (НИИ ПГ), планируется, что магистраль протянется через горный кластер Сочи и село Эстосадок в Красной Поляне», — уточнил в комментарии «Строительному миру» генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.

Учитывая отсутствие точных данных, как подчеркивает эксперт, можно предположить, что сроки реализации этой инициативы скорее всего затянутся. В середине прошлого десятилетия в РЖД заявляли, что поезда начнут курсировать по новому маршруту к 2030 году. Но сегодня эти сроки уже неактуальны.

Напомним, в 2010-х при обсуждении данного проекта некоторые экологи высказали свою обеспокоенность тем, что строительство ветки может нанести непоправимый вред природе, так как трасса пройдет через территорию Кавказского государственного заповедника.

© loon.site (Тематическое фото)
© loon.site (Тематическое фото)

Шевцов также обратил внимание на то, что проект «Южный кластер», который предусматривал перенос железнодорожной инфраструктуры в районе Сочи от черноморского побережья в горы, был исключен из инвестиционной программы РЖД в 2024 году в связи с недостаточностью финансирования.

Причиной исключения, как отмечается, послужила невозможность строительства скоростных магистралей в условиях горного рельефа, а также высокая стоимость проекта. Самый дорогостоящий этап «Южного кластера», строительство новой железнодорожной линии Кривенковская — Сочи (в глубине материка) оценивался примерно в 1 трлн руб., что составляет больше половины стоимости всей ВСМ «Москва — Санкт-Петербург».

© Администрация города Сочи / sochi.ru (Варианты трассировки автодороги Джубга – Сочи)
© Администрация города Сочи / sochi.ru (Варианты трассировки автодороги Джубга – Сочи)

Помимо линии Адлер – Черкесск – Кисловодск, в генплан Сочи включен проект автодороги Джубга – Сочи, который станет самым масштабным в мире по количеству и сложности тоннельного полотна. По факту его реализация началась в этом году со строительства трассы в обход Адлера. Подробнее о данной инициативе и ее значении для развития туризма в регионе можно прочитать по ссылке ниже.

В статье использованы изображения с официального сайта Администрации города Сочи / sochi.ru