В августе 2024 года стало известно, что в утвержденном генеральном плане Сочи, согласно схеме территориального планирования, учтено строительство железной дороги Адлер – Черкесск – Кисловодск, однако сроки не уточняются. Нет пока и точной трассировки будущей магистрали. Известно лишь, что пройдет она через горный кластер Сочи.
«На данный момент нет документов, описывающих маршрут будущей железной дороги и населенные пункты, через которые она будет проходить. По данным Научно-исследовательского института перспективного градостроительства (НИИ ПГ), планируется, что магистраль протянется через горный кластер Сочи и село Эстосадок в Красной Поляне», — уточнил в комментарии «Строительному миру» генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
Учитывая отсутствие точных данных, как подчеркивает эксперт, можно предположить, что сроки реализации этой инициативы скорее всего затянутся. В середине прошлого десятилетия в РЖД заявляли, что поезда начнут курсировать по новому маршруту к 2030 году. Но сегодня эти сроки уже неактуальны.
Напомним, в 2010-х при обсуждении данного проекта некоторые экологи высказали свою обеспокоенность тем, что строительство ветки может нанести непоправимый вред природе, так как трасса пройдет через территорию Кавказского государственного заповедника.
Шевцов также обратил внимание на то, что проект «Южный кластер», который предусматривал перенос железнодорожной инфраструктуры в районе Сочи от черноморского побережья в горы, был исключен из инвестиционной программы РЖД в 2024 году в связи с недостаточностью финансирования.
Причиной исключения, как отмечается, послужила невозможность строительства скоростных магистралей в условиях горного рельефа, а также высокая стоимость проекта. Самый дорогостоящий этап «Южного кластера», строительство новой железнодорожной линии Кривенковская — Сочи (в глубине материка) оценивался примерно в 1 трлн руб., что составляет больше половины стоимости всей ВСМ «Москва — Санкт-Петербург».
Помимо линии Адлер – Черкесск – Кисловодск, в генплан Сочи включен проект автодороги Джубга – Сочи, который станет самым масштабным в мире по количеству и сложности тоннельного полотна. По факту его реализация началась в этом году со строительства трассы в обход Адлера. Подробнее о данной инициативе и ее значении для развития туризма в регионе можно прочитать по ссылке ниже.
В статье использованы изображения с официального сайта Администрации города Сочи / sochi.ru