Каждый, кто хоть раз отдыхал на курортах Краснодарского края, знает о легендарных пробках вдоль побережья Черного моря. В этом году стартовало грандиозное строительство новой дороги Сочи – Джубга. Она не только разгрузит трафик, но еще больше повысит инвестиционную привлекательность региона. О том, где пройдет трасса, и как она поможет туристическому бизнесу, «Строительному миру» подробно рассказала Александра Ной, генеральный директор ООО «СЗ «ГОА», специализированный застройщик АО «Турбаза «Волна».
В чем проблема?
В сети можно найти сотни статей с гневными откликами о «южном стоянии» в пробках. Уже существующая трасса А-147 максимально перегружена и давно не справляется с возросшим количеством туристов. Поток отдыхающих начал расти с Олимпиады 2014 года и резко увеличился в 2022-м. В «несезон» отдельные участки дороги пропускают 35 тыс. автомобилей в сутки, а летом до 75 тыс.
На отрезке Горячий ключ – Джубга пробки растягиваются до 35 км. Трасса изношена. Местами она имеет всего по одной полосе, а движение идет по серпантину. Ситуацию усугубляют периодически возникающие сели, провалы, подтопления. Путь от Горячего ключа до Адлера сейчас можно проехать за 8-14 часов. И это всего 246 км! Проблему подогревает закрытие аэропортов в Краснодаре, Геленджике и Анапе. Получается, что весь трафик идет с Адлера, где расположен единственный работающий аэропорт.
Где пройдет новая трасса?
Новая дорога станет, по сути, дублером уже существующей трассы А-147, но будет расположена дальше от моря. Общая протяженность нового строительства — порядка 150 км.
Согласно проекту, начало трассы будет у развязки с М-4 «Дон» между селом Горское и поселком Джубга. Далее она пойдет вглубь от побережья, включая сложные горные участки, в обход Туапсе и центра Сочи. Закончится отрезком, который поможет заменить самый сложный на данный момент участок — Адлерской обходной дорогой — от примыкания А-147 в районе микрорайона Кудепста до села Высокое.
Дорога будет четырехполосной, с минимумом светофоров, что позволит автомобилям двигаться со скоростью до 100 км/ч. Для сравнения: сейчас на некоторых участках в сезон получается ехать не быстрее 30 км/ч. Время полного прохождения маршрута сократится с 8-14 часов сейчас до 2 по новой дороге.
Строительство обещает быть максимально сложным из-за особенностей рельефа: горы, расщелины и реки. Проект станет самым масштабным в мире по количеству и сложности тоннельного полотна. Один из тоннелей уже начали прокладывать в селе Высокое. Всего их планируется два, общей протяженностью 12 км. Стоимость трассы — около 1,5 трлн рублей.
Почему это важно для региона?
Краснодарский край находится на 6 месте по инвестиционной привлекательности и является традиционным лидером среди туристических направлений. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что туризм занимает более 6% в валовом региональном продукте, что в деньгах составляет 292,1 млрд руб. Налогов от туризма за аналогичный период в бюджет поступило 12,3 млрд руб. — это плюс 128,6% по сравнению с прошлым годом. Транспортную доступность он назвал главным условием развития туризма в крае.
Положительные эффекты от строительства трассы можно выделить следующие:
- Разгрузка дорог в районе побережья.
- Дополнительные инвестиции, бизнес будет развиваться «вокруг» трассы.
- Увеличение турпотока.
- Разгрузка наиболее популярных локаций, снижение демпинга цен на отдых — магистраль поможет создать новые точки притяжения.
- Пополнение бюджета за счет поступления налогов и непосредственно платы за проезд — трасса будет платной.
- Новые рабочие места для жителей сел и деревень.
Об этом в недавнем интервью высказался заместитель главы региона Александр Руппель:
«Для края это, действительно, большой проект. (…) Он как мультипликатор потянет за собой все смежные отрасли: и промышленность, и сервис, и автозаправочные станции, и общественное питание и, в целом, всю огромную потребительскую сферу. Этот проект сложно переоценить, потому что он серьезно скажется на увеличении туристического потока».
По прогнозам министра экономики Кубани Алексея Юртаева, новая трасса после ввода ее в эксплуатацию поможет привлечь дополнительные инвестиции в размере 2-3 трлн руб. в десятилетней перспективе. Число туристов увеличится до 25 млн человек в год. Для их размещения нужно будет построить около 100-150 тыс. новых номеров. Это больше триллиона инвестиций.
Трассу, по некоторым оценкам, могут построить в течение четырех ближайших лет. Хотя, по другим данным, движение откроют не ранее 2030 года. В любом случае ее будут вводить в эксплуатацию поэтапно, участками. Инвесторы уже присматриваются к тем районам, которые новая магистраль сделает более доступными. Можно выделить несколько таких трендовых туристических направлений.
Агротуризм
Путешественники посещают фермерские хозяйства, чтобы пообщаться с животными, поучаствовать в выращивании, сборе и переработке урожая, продегустировать и купить фермерскую продукцию. Краснодарский край — традиционно один из ведущих по производству сельхозпродукции, благодаря мягкому климату.
Сельский туризм динамично развивается по многим причинам: растет популярность экологического и гастротуризма, заметен интерес к традиционной русской культуре и проч. Отрасль растет — чем быстрее зайти на рынок, тем большую выгоду можно получить. Трасса открывает возможность использования сельхозземли, располагающейся в глубине региона. Удачно дополнить агротуристический объект помогут глэмпинги — они еще больше погрузят в сельскую романтику, сделают ближе к природе.
В Краснодарском крае уже открыты для посещения интересные агропроекты, например, ферма «Экзархо». Другие комплексы только планируются или находятся в реализации. Так, в Туапсинском районе, недалеко от места, где пройдет новая объездная трасса, уже приступили к реализации Георгиевского сельскохозяйственно-туристического кластера. Это будет масштабный комплекс. Всего в его состав войдет более 200 объектов, обеспечивающих всесезонный туристический трафик: фермы, сады, места для проживания, активностей, магазины фермерской продукции и цеха для ее производства. Объект сможет предоставить 500-700 рабочих мест в зависимости от сезона.
Государство предоставляет финансовую помощь в рамках гранта «Агротуризм» — можно получить 3, 5, 7 или 10 млн руб. в зависимости от соинвестирования на развитие своего проекта. Информацию по конкурсу размещают на Портале предоставления мер финансовой государственной поддержки.
Гостиничные комплексы «все включено»
На сегодняшний день в России наблюдается дефицит номерного фонда в целом и, в частности, гостиниц 4 и 5 звезд. Зарплаты растут, доходы населения и требования к комфорту тоже. Люди уже поездили по миру, поняли, как может быть, и теперь хотят видеть высокий уровень сервиса на родине. Если в Сочи, Анапе и Адлере подобное предложение на рынке есть, то в более отдаленных районах таковое отсутствует.
В конце этого года откроется люксовый курортный Mantera Seaview residence, частью которого будет гостиница Mantera Supreme Seaside 5* на территории Сириуса. Если же взять, например, Туапсе, то он ничем не уступает по климатическим и природным параметрам Сочи или Анапе, но предложение жилья здесь все-таки достаточно бюджетное. Впрочем, инвесторы уже поняли, что «пятерки» и «четверки» — прибыльный бизнес. Поэтому в одном только Туапсе планируется в ближайшее время начать строительство сразу несколько крупных проектов: санаторного комплекса 5* «Золотой Колос», 5* гостиничного комплекса бренда MOVENPICK, 4* комплекса Mercure, гостиничного комплекса «Гранд отель Агой» 5*. Последний можно будет посетить уже в 2028 году — на это время запланировано окончание строительства. Новая трасса пройдет через поселок Агой.
Говоря о господдержке, которая распространяется на строительство крупных гостиничных комплексов, в качестве самой масштабной меры можно выделить льготное кредитование гостиниц от 3* и 5 тыс. кв. м площадью, санаториев и многофункциональных комплексов. Заемщики получают до 70 млрд руб. на 15 лет под 3-5%. В Краснодарском крае также действуют налоговые преференции инвесторам гостиничного бизнеса. Им положена льгота по налогу на имущество до 99%, о чем можно узнать в Департаменте развития бизнеса Краснодарского края.
Кемпинги, автокемпинги, глэмпинги
Популярность автомобильного туризма увеличивается. Это происходит из-за роста цен на другой транспорт. Цена ж/д и авиаперевозок выросла на 30-35%. 25 апреля 2024 года Правительство утвердило правила развития автотуризма до 2035 года. Два основных направления для работы, о которых говорится в документе — это создание дорог и инфраструктуры около них.
Сама по себе трасса Сочи – Джубга — большой шаг для развития автотуризма, но бизнес тоже может использовать эту возможность. Инфраструктура автотуризма это и пункты питания, и автосервисы, и места размещения, можно считать ей даже агрообъекты и магазины с местной продукцией. Отдельно хочется рассказать о кемпингах, автокемпингах и глэмпингах.
Все это места для размещения туристов. Кемпинг в классическом понимании — подготовленное место, где за небольшую плату турист может поставить свою палатку и получить дополнительные удобства: душ, место для готовки, подзарядки электроприборов и др. Автокемпинги предполагают, что туристы также могут получить место под автомобиль и автоуслуги, например, сервис или мойка. Отдельное направление автотуризма — автодом, то есть путешествие в фургоне, где есть все необходимое для отдыха.
Во многих случаях автокемпинги сейчас имеют разные варианты размещения, более и менее оборудованные. Часто рядом с обычными питчами для палаток соседствуют уютные глэмпинги. Глэмпинг — это более комфортабельный домик, некапитальное строение для временного проживания. Они стремительно набирают популярность. Число глэмпингов в России с 2018 года выросло в 40 раз к осени 2023-го — к этому времени таких объектов насчитывалось уже около 400. По данным Ассоциации глэмпингов, через полгода в стране будет около 550 глэмп-объектов. До конца 2024-го их количество может вырасти минимум до 700.
Такие объекты есть в Краснодарском крае. Например, комфортный «Фамильный кемпинг» подойдет для тех, кто путешествует в домике на колесах, а понятный и популярный «9 километр» в Туапсинском районе, разбит в 10 метрах от моря. Однако, ниша еще свободна.
Адресной поддержки для создания кемпингов от государства не предусмотрено, но зато она есть для глэмпингов. В рамках субсидии на модульные отели можно получить до 1,5 млн руб. на один домик при соинвестировании от 50%. Отследить конкурс можно на Портале предоставления мер финансовой государственной поддержки и на сайте Министерства туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Можно с уверенностью говорить, что трасса Сочи – Джубга станет безусловным драйвером развития туризма в регионе.
Если не указано иначе, изображения в статье предоставлены ООО «СЗ «ГОА»