Удивительные дела творятся в отечественном автомобилестроении. Под личиной невероятных достижений нам преподносят неспособность российского автопрома в конкуренции с иностранными компаниями. АвтоВАЗ распирает гордость от палитры в шесть цветов. УАЗ всё никак с «буханкой» не расстанется. А «Москвич» горд началом выпуска автомобилей по технологии полного цикла. И это не новости начала ХХ века. Это наши текущие реалии.
Поговорим о «Москвиче» подробнее. Завод всегда остаётся в тени АвтоВАЗа по количеству громких заявлений. Но его пиарщики тоже не сидят на месте, могут высосать из пальца новость.
«Ford»
Будущий московский автомобильный завод начал свою деятельность 6 ноября 1930 года с выпуска легковых и грузовых машин «Ford». Американский автогигант поставлял в СССР комплектующие для отверточной сборки автомобилей «Ford» моделей А и АА. Через три года предприятие перешло под крыло Горьковского автозавода. Начался выпуск автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА из отечественных комплектующих. Советские легковушки типа фаэтон, седан и пикап были лицензионной копией американской линейки «Ford-А».
«Renault»
Опустим славное советское прошлое в жизни «Москвича», когда имя завода было настоящим брендом. Перейдём к нашим реалиям. После банкротства нулевых, остатки мощностей АЗЛК перешли в руки ОАО «Рено Россия». И опять история повторилась. В 2005 году началась отверточная сборка легковых автомобилей Renault Logan. Позже, правда, завод перешёл на мелкоузлоувую технологию сборки авто марки Renault: Logan, Sandero, Sandero Stepway, Megane, Fluence. Duster, Kaptur и Arkana.
23 марта 2022 года завод «Renault» прекратил своё существование и укатил на родину Наполеона. Бывший владелец Москву, конечно, не сжёг, но концы за собой подчистил знатно: вывез конструкторскую документацию, программную часть, прервал поставки комплектующих.
Конвейер автозавода остановился ненадолго. предприятие заручилось поддержкой власть имущих и возобновило работу через 6 месяцев. Запуск был очень помпезный. Объявили о возрождении бренда «Москвич» как такового. Сделали красивые фото в цехах. И начали крупноузловую сборку российского клона китайского авто JAC.
«JAC»
В интервью и официальных заявлениях сотрудники московского автозавода не упоминают компанию JAC открыто. Дабы не гасить в соотечественниках веру в российский автопром. Автопроизводителя из Поднебесной называют «восточный партнёр». Технологическим соратником столичного автозавода назначен КАМАЗ.
Первыми моделями, сошедшими с обновлённого конвейера, стали кроссовер «Москвич 3» и его электроверсия «Москвич 3е». Они же копии «китайца» JAC JS4. Собраны авто были с помощью крупноузловой отверточной сборки. Завод получал из Китая машинокомплекты (более 50 шт.), из которых собирали автомобили. На всё про всё уходило около 8 часов. И вуаля! «Москвич 3» уже готов.
А ещё кто-то спорит, что история не циклична. Повторяется всё. Отвертки те же, только шильдики меняются.
«Москвич»
Получив гранты от государства, завод взял на себя и обязательства. А именно переход производства на полный цикл с постепенным повышением доли локализации. Сварка, окраска и контроль качества также попали под данную программу. Так, лифтбек «Москвич 6» прототипом которого послужил JAC A5 Plus, стал автомобилем, изготовленным по технологии полного цикла.
Производитель уверяет, что в 18 раз увеличил количество операций производства на территории нашего государства. Вместо 50-ти деталей при крупноузловой сборке используют уже более 900 элементов. Из новинок производства выделяют также: сварку, покраску, дополнительную антикоррозийную обработку, ультразвуковые замеры, контроль окраски кузова и 3D-измерения. О локализации штамповки пока речи не идёт. Да и сварка подразумевается не полная, а частичная. Из Китая приходят крупные готовые элементы (сваренные боковины кузова, частично сваренный пол, двери и капот) которые проходят на заводе досборку.
На данный момент «Москвичи» подключены к системе навигации «Эра-ГЛОНАСС». В автомобилях используются исключительно отечественные моторные и трансмиссионные масла и аксессуары. Это ли не чудо на автозаводе с вековой историей?
Что в планах?
Очень хочется «Москвичу» урвать медальку первенства по запуску собственной платформы электромобиля до 2025-2026 гг. Для этого даже планируют локализовать производство электродвигателей, батарей и редукторов. Только бы «восточные партнёры» не прикрыли эту лавочку «хотелок». Они явно не планируют оставить своих соотечественников без работы в пользу России.
Помимо этого, завод собирается к 2026 году собрать полностью свой автомобиль на ДВС, без участия восточных партнеров. Конечно, не стоит ожидать, что на конвейер вернутся старые модели, они просто могут оказаться никому не нужны и компания не станет рисковать, вновь начиная собирать тот же 2141.
Обещание, безусловно, смелое и крайне самоуверенное. Лишь бы это не оставалось простым обещанием и наши сограждане могли бы увидеть российский Москвич вживую, который все-таки попадет на конвейер, а не останется на чертежах и 3D-рисунках.
В планах покупателя же только один пункт — получить качественный отечественный автомобиль по доступной цене. Большего и не требуется.