История этого особняка берет свое начало в эпоху правления Елизаветы Петровны. За годы своего существования здание на улице Чайковского не раз меняло своих владельцев и переживало ряд значительных реконструкций.
Одноэтажный дом был возведен в 1779-1780 годах для генерала-аншефа Абрама Петровича Ганнибала, который был известен как «арап Петра Великого». Он прожил в этом особняке всего один год, после чего скончался. В результате недвижимость перешла к его старшему сыну — И.А. Ганнибалу.
В 20-х годах XIX века этот дом перешел в собственность сенатора Ивана Николаевича Неплюева, а затем достался его дочери Марии и её мужу. В середине XIX века новым владельцем стал князь Петр Никитич Трубецкой, который был действительным статским советником и предводителем дворянства петербургского уезда. В период с 1855 по 1856 год дом претерпел реконструкцию под руководством архитектора Гаральда Боссе, который не только расширил фасад здания, находящийся на улице Чайковского, но и заново спроектировал внутреннее убранство. В результате этих изменений здание стало двухэтажным, а в его интерьере появились величественные парадные залы.
Внутренние помещения здания углублялись в участок и открывались в сад через крупные окна и остекленный эркер зимнего сада, что в то время представляло собой новшество, разработанное Боссе (к сожалению, фасад, выходящий на сад, был разрушен при последующей реконструкции).
Елизавета Эсперовна Белосельская-Белозерская, жена Петра Никитича предпочитала вести роскошный образ жизни. Ее особняк часто становился местом встреч для многочисленных гостей, где проводились великолепные балы, на которые приходили высшие члены царской семьи и сам государь. Восхитительная анфилада комнат Елизаветы Трубецкой поражает своей ослепительной белизной и блеском золотых элементов. В состав интерьера входят три просторных зала и ротонда. Однако безмерные траты привели к тому, что Трубецкие были вынуждены сдавать свой дом в аренду.
В 1874 году особняк был приобретен зятем Трубецких, князем Павлом Павловичем Демидовым, однако всего лишь через год он перепродал эту недвижимость. Новым хозяином стал камер-юнкер и служащий Министерства иностранных дел, Василий Львович Нарышкин.
По поручению нового хозяина архитектор Р. А. Гедике произвел перепланировку и увеличение площади дома. В первую очередь, Нарышкин разместил на фасаде здания свой герб, который, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Затем, благодаря саду, он увеличил размеры особняка, добавив каретные помещения и дополнительные залы, а также расширил площадь и высоту служебного флигеля.
После ухода из жизни Василия Львовича его имущество перешло к его старшему наследнику - Александру Нарышкину. В результате событий 1917 года, после Октябрьской революции, Нарышкины навсегда уехали из своей страны. Большинство ценностей из их особняка было передано в коллекции Эрмитажа и Русского музея.
На протяжении многих лет здание использовалось как жилое – в нем находились коммунальные квартиры. Только в середине 2000-х годов нашелся инвестор, который приобрел все жилые площади. С ноября 2009 года в особняке началась его реконструкция. В результате этих работ в здании открылся Санкт-Петербургский международный центр культурного наследия.
Во время проведения реконструкционных работ особняк оказался в центре внимания СМИ, так как в нем была обнаружена потайная комната, наполненная сокровищами — внушительным количеством серебряных предметов общей стоимостью 189 миллионов рублей.
Как выяснилось, вдова Нарышкина в 1917 году надеялась, что бурные времена революции быстро завершатся и жизнь вернется в привычное русло. Для этого она решила спрятать часть своего хозяйственного искусства в тайнике, так как вывести большое количество посуды и интерьерных вещей было крайне затруднительно.
2 168 предметов — это окончательное число пересчитанных артефактов. Обнаруженные серебряные столовые сервизы, как русской, так и европейской работы, вероятнее всего, были изготовлены по заказу семьи Нарышкиных. Особое внимание привлекает парадный сервиз в русском стиле, созданный Игнатом Сазиковым. Кроме того, были найдены несколько боевых орденов Российской империи.
Сейчас в особняке восстановлено восемь залов в полном соответствии с обстановкой XIX века.
Парадная лестница была возведена при Нарышкине из качественного итальянского белого мрамора. Ее украшали два прекрасных канделябра, судьба которых остается неизвестной – как и когда они пропали, неизвестно.
Красота этих светильников очевидна, если обратить внимание на комплект парных бра. Они уникальны, изготовлены из позолоченной бронзы, их создал мастер Анри Дассон в 1876 году по заказу Василия Нарышкина. Это подтверждается клеймом, где указаны имя мастера и год изготовления. На этих светильниках изображен герб рода Нарышкиных, который держат львы. Под гербом располагается ленточка с девизом дома Нарышкиных «ПРИ ТОЙ».
Этот девиз относится к Наталье Кирилловне Нарышкиной, представительнице дома Нарышкиных и матери Петра I. Прежде чем царь Алексей Михайлович взял в жены Наталью Нарышкину, её семья была малоземельной и не богатой, и поэтому их судьба олицетворяет выражение «из грязи в князи». Отнюдь не случайно, что родственники первой супруги царя Алексея Михайловича, Марии Ильиничны Милославской, считали Наталью Нарышкину «худородной». Однако именно благодаря удачному браку и рождению царя Петра I, она смогла значительно возвысить свой род и оставить след в российской истории. Таким образом, её судьба стала символом социального возвышения и изменения статуса.
На стенах главной лестницы расположены два живописных произведения французского художника Голана. Слева находится картина "Прибытие", которая запечатлевает момент встречи гостей на террасе великолепного венецианского дворца, в то время как справа располагается полотно под названием "Концерт".
С беломраморной лестницы открывается доступ к ряду великолепных залов. Первым на пути встречается Золотая гостиная, где находится роскошный камин, выполненный из дорогого французского красного мрамора под именем «гриотте». Это название на французском языке означает «вишня».
Этот зал также известен тем, что архитектор, стремясь угодить владелице, изобразил её в углах зала как Афродиту, выходящую из морской пены. Елизавета Трубецкая была невысокого роста и предпочитала носить широкие белые юбки. Именно поэтому в светских кругах её часто называли "Афродитой".
Потолочный плафон украшен изображением голубого неба с птицами. Это создает иллюзию увеличенной высоты пространства.
Следующее помещение — Зеркальная гостиная. Простор этого зала визуально расширяется благодаря шести крупным зеркалам в бронзовых позолоченных рамках. Здесь проходили известные вечера у Трубецких, которые славились на весь Санкт-Петербург. Кроме того, эту гостиную именовали и Банкетным залом. В Зеркальной гостиной располагается плафон художника А. Боннара, изображающий сюжет из греческой мифологии: "Сафо с Лесбоса в окружении муз".
Завершал анфиладу Парадный зал, известный также как Картинный зал. Этот просторный интерьер освещается великолепной хрустальной люстрой, созданной по старинным проектам.
Стены зала оформлены живописными работами XIX века французской школы. Основное назначение этого помещения заключалось в том, чтобы предоставить приглашённым возможность уединиться и немного отдохнуть от насыщенного светского вечера, который разгуливал в соседнем роскошном Зеркальном зале.
Выставочный зал был преобразован из остатков здания Ганнибала, что и объясняет его скромные размеры и невысокие потолки, особенно в сравнении с другими комнатами усадьбы.
Ротонда представляет собой небольшой зал круглой формы, выполненный в стиле рококо. Завершает это пространство купол со световым фонарём. Во времена Трубецких ротонда использовалась по своему первоначальному назначению - для уединённых встреч и романтических бесед. Однако Нарышкин модифицировал её, добавив несколько дверей, ведущих в разные помещения. Среди них была и скрытая дверь, которая открывала путь в сокровищницу, полную богатств Нарышкиных, о которых ходили легенды в Санкт-Петербурге.
Каждый вход в ротонду украшен барельефом из позолоченной лепнины, изображающим сюжеты из древнегреческой мифологии.
По инициативе Нарышкина были созданы два просторных зала: Театральный и Бильярдный. Эти помещения принято называть "мужскими", поскольку хозяин решил оформить их в духе замков эпохи Генриха IV. Это объясняет наличие массивных балок на потолках, что, хоть и не совсем соответствует стилю дворцовой архитектуры, прекрасно вписывалось бы в атмосферу старинного замка. Однако воля заказчика — главенствующий принцип для архитектора.
Самым обширным помещением оказался Театральный зал. Его стены оформлены в красно-коричневых тонах. На границе фризов до сих пор можно заметить вензель владельца - Нарышкина.
Светящийся плафон напоминает о шелковых коврах эпохи Людовика XIV.
Бильярдный зал впечатляет своей красотой, а потолок украшен великолепным расписным плафоном. Оригинальная люстра в форме тарелки, сохранившаяся в первозданном виде, особенно завораживает внимание гостей.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: