Ты помнишь как все начиналось,
Все было впервые и вновь...
Эти слова из некогда известной песни красноречиво характеризуют прошлое, в котором только зарождалось что-то новое, доселе неизвестное. То, что сегодня уже привычно и обыденно и на что не обращает внимания взгляд современников, лет тридцать с гаком тому назад казалось дивом дивным и настоящим откровением для неискушенного советского и постсоветского потребителя, голодного и охочего до красивой картинки и вкусной заморской вкусности.
Кто-то вспоминает те времена с трепетом, налетом некоего романтизма, потому что тогда мы были молоды: вода казалась мокрее, трава - зеленее, а небо - голубее. И родители находились рядом, были живы и здоровы, а впереди - целая жизнь.
Для других - это время свершений. Когда появилась возможность проявить предпринимательскую смекалку и заработать на свободном, только зарождающемся рынке дикого капитализма. Или просто урвать и украсть то, что плохо лежало - многие пошли по кривой дорожке в условиях беспредела и вседозволенности.
Для третьих этот период стал трагедией. Когда рушились не только прежние идеалы, но и жизнь. Когда всё, во что ранее верили, оказалось растоптано и унижено. Когда пропала вера в людей и в завтрашний день. Когда работы вдруг не стало, как не стало и зарплаты, и вопрос - а как же кормить семью, если месяцами нет получки? - встал во весь рост.
И именно в этот момент из газет и с экрана телевизора на неизбалованного потребителя, как из рога изобилия, полился информационный поток, предлагавший что-то съесть, что-то выпить, куда-то вложить скромные сбережения ради гигантского процента (ведь деньги должны работать!), чтобы всё у нас было, как на цивилизованном Западе.
И реклама стала постоянным спутником нашего бытия.
Ведь как раньше было? Если мы смотрим кино или телепрограмму - мы смотрим беспрерывно. Казалось немыслимым, распилить фильм на части и вставить в промежутки ролики, призывающие купить, вложить и т.п. А сейчас для нас это привычно...
Реклама 90-х, часто топорная, непрофессиональная, наивная и навязчивая, стала символом постсоветской действительности. Вспомним некоторые из популярных брендов, с которых начался российский капитализм.
МММ
Без этого детища математика Сергея Мавроди, взбудоражившего большую страну с неискушенными гражданами, представить российские 90-е невозможно.
Свою "предпринимательскую" деятельность Мавроди начал еще обучаясь на факультете Прикладной математики Московского государственного института электроники и математики, начав штамповать копии аудио- и видеоматериалов. В 1983 году его задержали доблестные сотрудники ОБХСС за реализацию нелегальной продукции видеозаписи, и фарцовщик мог бы получить реальный срок, но на его удачу как раз вышло постановление ЦК КПСС "О перегибах". Органы "перегибать" не стали и выпустили Мавроди на волю.
Хотя есть и другая точка зрения: возможно, пойманный с поличным предприниматель согласился "барабанить" на коллег по цеху. А постановление лишь стало красивой легендой, чтобы придать легальности отказу в возбуждении уголовного дела. И эта версия кажется мне куда как более достоверной, чем простое миролюбие советских правоохранителей.
В 1989 году на свет появился кооператив "МММ", начинавший с торговли импортной оргтехникой (ввозил в СССР компьютеры и комплектующие) - золотая жила на фоне появлявшихся, как грибы, фирм и фирмочек и первой волны советских нуворишей, не желавших считать деньги на счётах. А привычный всем "МММ" родился уже позже, когда изощренный математический ум любителя шахмат Сергея Мавроди просчитал экономический эффект строительства пирамиды, занявшись финансовым бизнесом.
Мавроди хотел быть первым и стал первым, превратив свою компанию в крупнейшую финансовую пирамиду. Он целый день бесплатно катал москвичей в метро, а его реклама обрушивалась на россиян с неокрепшей рыночной психикой из каждого утюга. Казалось, МММ был везде: не спрятаться, ни скрыться.
Он продавал так называемые "чеки МММ", обещая колоссальные прибыли, и граждане ему верили: ведь телевизор не умеет врать. К тому же пресловутые чеки выглядели, как привычный советскому человеку червонец, только вместо портрета Ленина в центре был помещён портрет Сергея Мавроди.
Но МММ стал не просто крупнейшей финансовой пирамидой, ограбившей добрых доверчивых россиян. МММ оказался культурным событием, навсегда подарив стране сериал про Леню Голубкова и его семью, фразы которого пошли в народ.
Я не халявщик! Я - партнер!
Как говорят маркетологи, это было 100% попадание в целевую аудиторию. Сергей Мавроди считал, что образ Лёни соответствует образу среднего россиянина и потому находит понимание у народа, заставляя нести деньги, тогда как создатель рекламных роликов Бахыт Килибаев придерживался несколько иной точки зрения:
Лёня Голубков — это не классический персонаж, с которым себя можно идентифицировать. Да? Короче. Если я смотрю по телевизору ролик и вижу ролик Лёни Голубкова, я не думаю, что он это я. Я думаю — ничего себе урод! Похож на соседа. Очень похож...
На эту простецкую рекламу - всего было отснято 16 роликов о Лёне Голубкове общим хронометражем 9 минут 50 секунд - купились многие.
Алиса
Помните очаровательную кавказскую овчарку, доверчиво глядевшую на зрителей с экрана телевизора? Немногие тогда знали, о чем идет речь.
Само словосочетание "Биржа "Алиса" не добавляло ясности. Что такое "биржа" и почему "Алиса"? Самая известная Алиса того времени, наверное, это Алиса Селезнева из будущего Кира Булычева или героиня Льюиса Керолла, попавшая в Страну чудес. Именно в Стране чудес и оказались все жители позднего СССР.
"Алиса" стала одной из первых реклам на ТВ, и в ней впервые с телеэкрана прозвучало шокирующее многих слово "господа". Тогда ведь все еще были "товарищами". Подобное обращение резало слух и не могло остаться незамеченным.
Организованная эпатажным бизнесменом Германом Стерлиговым в 1990 году товарная биржа стала символом своего времени.
Бизнесом Стерлигов занялся во второй половине 80-х, организовав кооператив "Пульсар". Стратегия была нехитрая: ему удалось убедить руководителей ж/д вокзалов в том, что нет лучше концертной площадки, чем вокзальные залы ожидания, в которых пассажиры проводят львиную долю своего времени, скучая. Артистов набирали на Арбате, давали представление минут на 15, собирали "пожертвования" - билетов не продавали, а затем отправлялись на следующее выступление.
Деньги таскали в чемоданах, за пару месяцев по машине купили. Основная проблема была — обменять железную мелочь на банкноты. Тогда даже аренды никакой не было, даже ментам не платили, на что они очень обижались. Это был 1988 год, - рассказывал позже Герман Стерлигов.
А затем он совершил прорыв. Потому что стал первым, кому в голову пришла простая идея.
В условиях советской плановой экономики предприятию не надо было задумываться о закупке сырья и реализации готовой продукции - все решалось наверху, и оттуда спускались нужные директивы: откуда, куда, кому и с кем. А когда экономические связи начали рушиться, когда планирование начало давать сбои и откровенно буксовать, многие вдруг впали в ступор, неожиданно выяснив, что само по себе ничего не происходит.
И Стерлигов сделал то, что было очевидно, но ни у кого ума не хватало, чтобы реализовать подобное (такова официальная версия событий, не раз описанная бизнесменом):
Случайно: смотрел какой-то американский фильм, там была показана работа Уолл-стрит. И подумал: а почему бы не сделать что-то подобное у нас, ведь людям нужно где-то продавать и покупать товары, сырье. Арендовали зал, экраны повесили, компьютеры понаставили. Дали рекламу — по сути, это была первая коммерческая реклама в стране. На открытие биржи я взял у Смоленского (председатель правления банка "Столичный") кредит на 2 млн рублей и через два месяца объявил о продаже мест, по 300 тыс. рублей каждое (тогда новые "Жигули" стоили 8 тыс. рублей, а на доллар можно было жить целый день). И в первый же день получили 6 млн рублей! В течение года продавали места — последняя цена была 3,5 млн рублей за место...
Так появилась товарно-сырьевая биржа "Алиса", названная в честь любимой собаки своего создателя.
Покупатель и продавец могли встретиться где угодно: в кафе, в банке, в офисе и т.д. Но для этого надо было перелопатить массу информации, чтобы подыскать подходящего контрагента (Интернета тогда еще не было!), а товарно-сырьевая биржа дарила такую возможность. Именно она стала местом встреч, где заключались многомиллионные сделки и устанавливались рыночные цены на товары.
Стерлигов почти мгновенно превратился в миллионера. Но музыка для него играла недолго: уже в конце 1990 года показатели "Алисы" рухнули. Может, что-то пошло не так в стратегии развития бизнеса (хотя о стратегии тогда едва ли кто думал), а возможно рынок быстро усвоил урок, и в России у первой биржи массово стали появляться конкуренты.
Или же причины лежали совсем в иной плоскости?
Кто знает. У Германа Стерлигова было потом множество проектов, но повторить фееричный успех "Алисы" он уже не смог. Участвовал в выборах президента России и мэра Москвы, а затем неожиданно продал дома на Рублевке и недвижимость во Франции и США, чтобы переехать на хутор в 160 км от столицы, затерянный в смоленских лесах.
Олби
Помните, что такое в советское время магазин "Березка"?!
В эпоху всеобщего дефицита - мечта, возможность прикоснуться к роскоши и вдохнуть аромат заграницы. Потому что "Березка" - место для элитариев, а не для простых смертных. Но к моменту, когда звезда Советского Союза закатилась, эта элитарная розничная сеть превратилась в анахронизм.
Создатель сети магазинов ОЛБИ Дипломат Олег Бойко решил повторить успех "Березки", но в несколько ином свете. Организовав магазин "для дипломатов и журналистов", т.е. элитный, но для всех у кого есть валюта, отвечающий всем мировым стандартам.
О каких "стандартах" шла речь - едва ли кто скажет, но звучало амбициозно и значительно. В магазинах ОЛБИ Дипломат можно было купить почти всё — от цветных фломастеров и продуктов питания до японских телевизоров и мужских костюмов. Хотя так было почти везде. Основное отличие от множества других розничных точек - к оплате принимали только валюту, а позже придумали «карточки OLBI» – внутримагазинные деньги с возможностью наличного и безналичного расчёта.
И, конечно, запустили оглушительную рекламу на телевидении. Что такое ОЛБИ знали далеко не все, но название было знакомо большинству из тех, кто придя домой после работы включал телевизор.
Осенью того же 1993 года торгово-финансовый концерн OLBI, выросший из сети элитных розничных магазинов, объявил о выпуске акций. Тогда все кому не лень торговали своими ценными и не очень бумагами, обещая в будущем "высокие дивиденды". Финансово безграмотные и неискушенные граждане еще вчера коммунистической страны покорно несли деньги в надежде осуществить мечту и из "никем" стать, наконец, "всем". К тому же Олег Бойко был лидером партии "Демократический выбор России", другом тогдашнего премьер-министра Егора Гайдара. Что не могло не вызывать доверия.
Купи себе немножко "ОЛБИ"... - популярный слоган тех лет.
Справедливости ради, OLBI безумных обещаний не давал. Как не продавал и свои акции - на руки выдавались лишь "Свидетельства о депонировании одной обыкновенной акции" а решение о выплате дивидендов должно было определять ежегодное собрание акционеров, но никаких собраний с 1995 года не проводилось. Юридический следы компании запутывались, а затем и вовсе исчезли.
Это было захватывающее и возбуждающее время, но меня не покидало ощущение гротеска, буффонады. Как так, вчерашние совсем еще молодые люди вдруг оказались на самом верху? – вспоминал лихолетье 90-х Олег Бойко в интервью Forbes.
Позже Олег Бойко получил травму спины, не позволившую ему самостоятельно передвигаться, но с бизнесом он не распрощался. Его имя связывали с финансовым сектором и азартными играми – знаменитыми в 2000-е годы сетями "Вулкан" и "Миллионъ", а также с розничными сетями, например, Douglas Rivoli и Рив Гош.
НПО Альтернатива
Помните ежика с яблоком из популярной рекламы. Неважно, что там рекламировали. Важно, как!
Для начала 90-х вообще свойственно было продвигать не конкретный товар, а бренд. Потому что профиль деятельности компании мог меняться по 100 раз в год. И если ты сегодня продаешь бытовую технику, завтра - джинсы, а послезавтра, например, яблоки, то единственный вариант сделать рекламу эффективной - это создать узнаваемый образ бизнеса.
Запоминающийся ролик тех лет - НПО Альтернатива, в котором на фоне яблок, расположенных в ряд, бежал ёжик. Диктор за кадром произносил:
"При всём богатстве выбора другой альтернативы нет". НПО "Альтернатива"...
И ежик потом убегал с наколотым на иголки красным яблоком. "Альтернатива" занималась торговлей электроникой, но телезритель навсегда запомнил только слоган.
На просторах интернета бродит такая история съемок того самого ролика. Поручиться за её достоверность не могу, но звучит очень занятно:
По сценарию ёж должен был к яблоку подбегать и его обнюхивать.
Раздобыли ежа, принесли в студию. Тот свернулся клубком и лежит. Они его уже и уговаривали, и яблоком этим выманивали... Ноль. Ёжик лежит, свернувшись, иногда высовывает нос - и тут же сворачивается обратно.
Мучились они так несколько дней, потом позвонили знакомому натуралисту. Он им говорит: "Подуйте на него, он и развернётся".
Ладно, взяли фен, стали ежа обдувать - и правда, разворачивается и резво убегает куда-нибудь под мебель. Стали бегать за ежом, направлять его этим феном. Выгоняют его на яблоко - ёж его обходит с отвращением (разве что не плюётся) и дальше бежит.
Опять звонят натуралисту. Тот услышал и расхохотался: "Конечно, ежи в природе яблоки не едят. Они мясо едят. Намажьте ему это яблоко фаршем, что ли. Жрать не станет, но хоть заинтересуется." Намазали - стал ёж задерживаться, яблоко обнюхивать. Ур-р-ра!!!
И вот финальный момент - окончательные съёмки ролика. В одном углу комнаты девушка включает фен, в другом кто-то водит по яблоку куском сырого мяса. "Внимание! Мотор!" Девушка на четвереньках бежит за ежом и дует ему в задницу феном. Ёж, тихо матерясь на своем языке, удирает от неё, пытаясь забиться под шкаф. Она гонит его на яблоко. Пробегая мимо яблока, ёж задерживается на секунду и пытается слизать с него кусочек фарша. "Снято!"
А в телевизоре всё так трогательно...
Хопер
Не будем долго останавливаться на Хопре. На нашем канале выходила статья об этой невероятно популярной финансовой пирамиде, "нагревшей" добрых российских граждан на восемь миллиардов неденоминированных рублей, созданной в 1991 году молодым волгоградским предпринимателем Львом Константиновым.
Начинался бизнес честно, чинно и благородно с 12 торговавших овощами палаток, раскиданных по улицам Волгограда.
Уже через полтора года после армии я превратился в опытного капиталиста, создав крупную сеть магазинов в Волгограде, - такова официальная версия Льва Константинова. - Когда тебе двадцать, важно понять, чего ты стоишь. Россия предлагала единственный канал для доказательства себя - деньги. И я себя доказал. Первый миллион долларов - в 21 год. Всего же на торговле я заработал примерно семь миллионов долларов...
Но молодой бизнесмен и его команда быстро поняли, как в России можно заработать (или срубить) настоящих больших денег по-быстрому. И тогда про Хопёр узнала вся страна, когда нехитрая реклама, в которой снимались звезды, лавиной обрушилась на телезрителей.
Наверняка помните знаменитый кабаре-дуэт "Академия", ставший лицом финансовой пирамиды, с абсолютно идиотским, но запоминающимся диалогом Лолиты Милявской и Александра Цекало:
- Хопер-Инвест - отличная компания...
- От других!
Или бравого армейского офицера:
Ну вот я и в Хопре...
Граждане большой страны мечтали стать миллионерами, и Лев Константинов (которого знали тогда немногие) обещал им, что мечты обязательно сбудутся.
Сбылись. Правда, не у всех. Большинство из вкладчиков пирамиды просто потеряли деньги. Кстати, и сам Константинов, сбежавший от уголовного преследования в Израиль, влачит там довольно жалкое существование, не соответствующее тем колоссальным деньгам, которые прошли когда-то через его руки.
Вместо послесловия
Телевизионная реклама начала 90-х не столько способствовала продаже товаров (хотя, конечно, не без этого) - голодный рынок мёл все подряд - сколько стала настоящим откровением: обсуждалась, растаскивалась зрителями на цитаты.
Никто не умел снимать рекламу. И в рекламный бизнес включились те, кто не боялся нового и хотел заработать - заказчики платили щедро. Первыми производителями рекламы стали остроумные КВНщики, профессиональные киношники и мультипликаторы.
Многое делалось "на коленке" или, наоборот, превращалось в настоящее произведение, своего рода предмет авангардного искусства.
Чего только стоит сериал "Всемирная история" от банка "Империал", созданный начинающим режиссером Тимуром Бекмамбетовым:
- А что это у нас граф Суворов ничего не ест?!
- Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя...
- Звезду Суворову Александру Васильевичу...
А были еще запоминающиеся слоганы:
РЭМ - мы обуем всю страну!
и многие другие...
Продолжение здесь:
Спасибо, что дочитали до конца.
________________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк)))