В свете шептались, что в городе не бывает столько пожаров, сколько ездит тушить великий князь Николай Николаевич. Совсем иного рода огонь тушил он, по ночам покидая свой дворец. Сигналом служили две свечи в окне напротив.
Зажигала их прелестная балерина Катенька Числова, проживавшая в квартире, снятой и обставленной для нее великим князем, сыном императора Николая I и братом Александра II. Танцовщица театра в Красном селе, построенного для увеселения офицеров, она умела разжечь в великом князе огонь, потушить который не смогли никакие слезы жены и даже гнев императора.
Изящная, летающая по сцене, словно ножки ее вовсе не касаются пола, Екатерина Гавриловна Числова входила в число лучших танцовщиц императорского театра. Партнером ее по сцене был знаменитый Феликс Кшесинский, отец будущей фаворитки Николая II, Матильды.
Впервые увидев Числову на сцене, великий князь Николай Николаевич не мог уже забыть о ней. Будучи женатым на женщине благородной и добродетельной, но совершенно не умеющей привлечь супруга, он находил развлечения на стороне.
Великая княгиня Александра Петровна, дочь герцога Ольденбургского, делами благотворительности и садоводством интересовалась больше, чем красотой нарядов или даже чистотой своих ногтей. В обществе нередко посмеивались над неопрятной и совершенно не светской великой княгиней. А муж просто предпочитал забыть о ее существовании после рождения двух сыновей.
«Великий князь был человек добрейшей души, благородных стремлений, но слабого характера. Он был достоин лучшей участи, он был достоин большего к нему внимания, большей заботливости, большей сердечной теплоты, но всего этого не могла дать ему Александра Петровна. С ним она была резка и насмешлива. Отталкивала его резко, холодно, непозволительно», — так описывал граф Шувалов отношения в браке Николая Николаевича.
Роман с балериной на пятнадцать лет младше некоторое время удавалось держать в тайне. Поселив Числову в квартире напротив Николаевского дворца, великий князь отправлялся «на пожар» каждый раз, когда в ее окне загорались две свечи. Впрочем, в тайне пылающую страсть удавалось держать недолго, за десять лет отношений Екатерина Григорьевна родила великому князю пятерых детей. Сцену ей, конечно же, пришлось бросить.
Заботы о финансовом благополучии второй семьи полностью лежали на плечах Николая Николаевича, и долги его достигали миллиона рублей. В 1875 году великая княгиня Александра Петровна на личной аудиенции попросила императора Александра II утихомирить брата и заставить его положить конец этим греховным отношениям.
У императора и самого была вторая семья с Екатериной Долгорукой, но брата он осудил и согласился принять меры. Правда, жестоко заметил великой княгине: «Мадам, неудивительно, что вы не можете удержать мужа, вы не уделяете внимания туалетам, а руки у вас всегда в земле». Об этом инциденте стало известно, и над Александрой Павловной стали открыто потешаться.
Ее старший сын Николай Николаевич впал в ярость и, желая отомстить за унижение матери, напал на Чистову и даже грозился разрубить ее саблей.
Волей императора приказано было госпожу Екатерину Гавриловну Числову выслать из столицы. Утром в ее квартиру ворвались полицейские и заставили в три часа собрать свои вещи. Детей передали под опеку графа Шувалова. Великий князь Николай в это время находился на Кавказе и ничем не мог помочь возлюбленной.
Рыдая, что даже со служанкой обращаются лучше, наспех собравшись, Екатерина должна была отправиться в город Виден Лифляндской губернии, сопровождать ее дозволено было только матери и одной горничной.
В отместку за подобное обращение с любимой женщиной, Николай Николаевич выгнал собственную жену из дома, предлогом стала якобы ее любовная связь со священником домовой церкви. Император Александр II на этот раз не пожелал вникать в семейные дрязги и выслал великую княгиню за границу под предлогом лечения. Позже Александра Петровна поселилась в Киеве и приняла постриг, но уже после кончины супруга.
А великий князь делал всё возможное, чтобы вернуть Числову в Санкт-Петербург. Удалось это только после смерти Александра II. Его сын, Александр III, позволил бывшей балерине вернуться в столицу и даже пожаловал ее детям дворянство и фамилию Николаевы.
Казалось бы, сбылось всё, о чем могла мечтать Екатерина Гавриловна. Но ее огненный темперамент и крутой нрав невозможно было усмирить. Теперь, живя с великим князем во дворце, как его неофициальная жена, испытывала приступы ревности, замечая внимание к какой-либо другой даме. Она устраивала скандалы, не стесняясь слуг, топала ножками, бросалась туфлями и даже била великого князя по щекам.
Но счастье у всех разное… Николай Николаевич все прощал своей возлюбленной, даже синяки. Когда в 189 году Екатерина Гавриловна скончалась от рака пищевода, он горячо рыдал и сложно переживал утрату. В последние дни перед смертью она отказывала князю в праве войти в ее комнату, только дочь сумела уговорить матушку проститься с великим князем.
Какие уж теперь пожары страстей… Николай Николаевич пережил любимую всего на полтора года.
О балерине, которая сводила с ума генерала Милорадовича:
О драгоценной коллекции Матильды Кшесинской:
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!