Были в Советском Союзе такие обязательные курсы проф.ориентации для старшеклассников — УПК (учебно-производственный комбинат). В реальности это не всегда был именно комбинат — могли быть и учебно-производственные мастерские какого-либо местного предприятия или ПТУ (профессионально технического училища). Суть занятий была в том, что за 2 года старших классов школьники знакомились с какими-либо рабочими специальностями и «пробовали их руками». Ещё в нашем городе (не знаю как в других) в обоих местных ВУЗах были курсы для подготовки к поступлению, на которые можно было ходить как на УПК — в рамках учебного плана школы.
По общему правилу в УПК занимались ученики старших классов — 9 и 10 (с 1989 года —10 и 11), иногда 8-го (с 1989 года — 9-го). И считалось, что эти занятия заменяют уроки труда.
У меня во время оно сложилась в каком-то смысле уникальная ситуация. Я ходил на занятия в УПК аж четыре года — 7, 8, 10 и 11 класс (число «9» выпало из-за смены нумерации при введении в 1989 году 11-летнего срока обучения). В 7-м и 8-м классе я осваивал профессию слесаря-металлиста, в 10-м занимался на физико-математических курсах (безуспешно), а в 11-м — в школе будущего педагога и готовился поступать в ВУЗ на профессию «учитель истории» (поступил и закончил с красным дипломом).
К чему всё это длинное вступление? А вот к чему. На занятия в УПК нам выделялся целый учебный день: в 7-м и 8-м классе среда либо четверг, в 10-м и 11-м суббота. Занятия длились по четыре часа (два теория и два практика) в седьмом и восьмом классах, и по три пары в десятом одиннадцатом. На освоение собственно школьной программы нам оставалось пять дней. И вот ни разу — ни разу! — за эти четыре года у нас в школе не было в день больше шести уроков! В седьмом классе по субботам бывало и всего пять. То есть учебную программу мы усваивали за 30 часов плюс четыре часа УПК («труды») = 34 учебных часа в неделю.
Когда нынешние школьники с 7-го класса имеют в расписании до 37 уроков — это ненормально! Это полноценная рабочая неделя взрослого человека. Да, урок длится неполный астрономический час. И министерские гигиенисты ханжески определяют норму времени на выполнение домашнего задания в одну треть от урока, то есть 15 минут. Дескать, вот астрономический час и будет.
Но! Во-первых ребёнок, даже 16-17 летний подросток, не взрослый. На любой работе ему рабочий день определён по Трудовому кодексу в 4 часа и никаких домашних заданий. А во-вторых, у взрослого на работе нет такого калейдоскопа информации, как в школе. Взрослый на своём рабочем месте занимается плюс-минус одним и тем же. Типичный же рабочий день ученика это: история / биология / алгебра / русский язык / география / и, если повезёт, физкультура. Плюс домашнее задание: химия / обществознание / физика / литература / иностранный язык / геометрия. Как тут не появиться перегрузке и отторжению д/з!
И возникает простой, но очень настойчивый вопрос: как советская система образования умудрялась дать базовые знания за 30 часов? И почему современная часто не может этого сделать за 37?
Ответ прост: в том числе потому, что не было лишних предметов и внеурочных занятий. Не было ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России), «Разговоров о важном», «Функциональной грамотности», обществознания с шестого класса (а чуть раньше с пятого) — оно нужно не ранее чем с седьмого. ИЗО и музыка заканчивались в шестом классе. Физкультуры было два урока, а не три (с прошлого 2023/24 учебного года снова два, слова б-гу).
(Прошу понять меня правильно. Я не против присутствия среди школьных предметов изобразительного искусства и музыки даже в старших классах, и уж тем более не против физкультуры. Но следует помнить, что эти предметы были введены учебный курс общеобразовательных школ ещё в царское время, когда не были развиты учреждения дополнительного образования. Сейчас для множества детей, которые занимаются в школах искусств и спортивных секциях, эти уроки просто не нужны. Для тех же, кто этим в подростковом возрасте не занимается, то, как организованы эти уроки, не даёт ничего кроме, бездельного времяпрепровождения. Мы знаем, что достаточно сдать любой рисунок или спеть хором какую-то песню и пятёрка у тебя в кармане. На физкультуре можно отлынивать по здоровью или сдавать нормативы по минимуму и будет ученику даже не «3», а все «4».
Мне представляется, что правильнее физкультуру вывести на вторую половину дня как секцию с обязательным посещением (про вторую и даже третью смены знаю, но их наличие лишь указывает на отношение государства, нанятого обществом, к проблемам образования). А с музыкой и изобразительным искусством, наверное, лучше знакомить детей в рамках дня искусств один раз в месяц. С обязательным отчётом, например, путём свободного рассказа о впечатлениях или написания мини-сочинения.
Да, технически это сложно сделать. Но даже в небольшом городе или крупном селе вполне возможно. Расписание выстроить сложно, но возможно. Школьники будут отлынивать? Конечно! Но многие из них и сейчас на уроках ИЗО и музыки бездельничают).
Не было, прости, Господи, второго иностранного языка, на который наши дети напоролись (по-другому не скажешь) сразу после инфекции неприятности — в 2021/22 и 2022/23 учебных годах. Введённый в прошлом учебном году предмет «Вероятность и статистика» вызывает недоумение. Нужен ли он в восьмом и девятом классе? Эта тема отлично размещалась в курсе «Алгебра и начала анализа» за 10-й и 11-й класс.
Не было и информатики, хотя её я лишней считать не могу.
И вишенка на торте: в 9-м и 10-м (в 10-м и 11-м) классах не было русского языка! А это целых три урока в неделю. Обучение было выстроено таким образом, что грамотно писать ученик обучался к концу восьмого класса (кто не обучился – сам виноват). В 9-м и 10-м классах были только два урока литературы в неделю, на которых мы периодически писали сочинения. За которые получали две оценки — по литературе и по русскому языку.
Итого сейчас по сравнению с 1980-ми годами в учебный план добавилась от 4 до 6 предметов. Которые, соответственно, занимают суммарно целый учебный день и распыляют внимание учеников. Они увеличивают время на подготовку домашних заданий либо провоцируют пренебрежение ими так как учителя домашних заданий по этим предметам либо не задают, либо толком не проверяют. И это — одна из основных причин снижения качества образования (наряду с другими не менее важными).
Подытожим: один из путей повышение качества образования и одновременного снижения нагрузки на школьников — удаление из школьного расписания избыточных предметов и факультативов.
П. С. Кроме удаления из расписания лишних предметов повышению качества образования будут способствовать такие меры:
- внедрение в обучение хорошо написанных учебников, текст которых не придётся переводить с идиотского на русский;
- координация учебных предметов между собой, чтобы не возникала ситуация, когда по истории мы на Средиземном море, а по географии ещё только план пришкольного участка рисуем;
- набор полного штата учителей, работающих не более чем на одну ставку;
- адекватные выпускные экзамены и контрольные по всем предметам, содержание которых совпадает с содержанием учебной программы и учебников;
- система профессиональной подготовки детей с низкими образовательными результатами (ПТУ);
- административная ответственность родителей и детей за систематически низкие результаты учёбы при нормальном здоровье ребёнка. Овладевать знаниями — это конституционная обязанность ребёнка. Школа свою часть работы по предоставлению образования как правило выполняет (здание, учебники, учитель). И здесь же система консультирования родителей по правовым и педагогическим вопросам.
Да, это мечты. Но мечты осуществимые. При их воплощении в жизнь качество образования постепенно станет лучше.
А что вы думаете по этому поводу? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на канал, чтобы читать старые и не пропустить свежие материалы.
Больше материалов по обществоведческим вопросам и подготовке к экзаменам по обществознанию и истории на сайте https://ob-school.ru/