Найти тему

⚖️ Композиторы: занимают ли они привилегированное положение относительно авторов иных произведений?

Оглавление

В продолжение темы о выплате вознаграждения за использование музыкальных произведений, сегодня разберем занимательный случай, когда Суд по интеллектуальным правам, который должен защищать права авторов (в данном случае композиторов), вдруг встал на сторону кинопрокатчиков.

Но Конституционный Суд расставил все по своим местам… или всех.

⚖️ Дело: Определение КС РФ от 16 мая 2023 г. № 1031-О «По запросу Суда по интеллектуальным правам о проверке конституционности п. 3 ст. 1263 ГК РФ»

Суть дела:

🔷 Российское авторское общество (РАО, организация по коллективному управлению правами) потребовало от муниципального автономного учреждения вознаграждение в пользу правообладателей за музыку в кинофильмах в период их публичного показа.

🔷 Суды всех инстанций удовлетворили требование. Когда дело дошло до Суда по интеллектуальным правам (СИП), он подал запрос в Конституционный Суд РФ (КС).

🔷 По мнению СИП, п. 3 ст. 1263 ГК нарушает равенство участников оборота интеллектуальных прав, поскольку композиторов и РАО она ставит в необоснованное привилегированное положение, а на кинопрокатчиков налагает чрезмерное имущественное бремя.

КС не выявил нарушения конституционных прав.

По закону авторы произведений, вошедших в состав сложного аудиовизуального произведения - кинофильма, имеют право на вознаграждение при публичном его показе. Это право сохраняется даже при отчуждении исключительного права. Возлагаемое на кинотеатры имущественное бремя - это их предпринимательский риск.

А теперь немного подробнее по доводам.

Об авторах аудиовизуального произведения

🔶 У аудиовизуального произведения есть 3 лица, которые обладают исключительным правом на целый объект совместно (сейчас подробно о них не будем, они нам не важны в данном случае).

🔶 Помимо них, в создании фильма, например, принимает участие большое число лиц. Речь идет об авторах произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное (как существовавших ранее, например, автор книги, положенной в основу сценария, так и созданного в процессе работы над ним, например, оператор-постановщик, художник-постановщик и другие).

🔶 Каждый из них сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к ним по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК).

О сохранении права на вознаграждение

📍 Однако в особых случаях, установленных законом, право на вознаграждение сохраняется у автора и тогда, когда исключительное право ему не принадлежит (перешло к другим лицам по любому основанию).

О публичном исполнении аудиовизуального произведения

📌 Один из способов использования произведения - публичное исполнение - это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК).

📌 При публичном исполнении аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за такой вид использования их музыкального произведения (в п. 3 ст. 1263 ГК).

✅ Соответственно, композитор сохраняет право на вознаграждение даже при отчуждении исключительного права.

📃 Пленум Верховного Суда РФ в п. 84 постановления от 23 апреля 2019 года N 10 "О применении части четвертой ГК РФ" разъяснил, что право на получение вознаграждения принадлежит не только тем авторам, чьи музыкальные произведения специально созданы для этого аудиовизуального произведения, но и авторам, чьи музыкальные произведения существовали ранее и вошли составной частью в аудиовизуальное произведение.

📝 В названном постановлении также отмечено:

📍 - лицо, организующее публичное исполнение, должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение;

📍 - при публичном исполнении аудиовизуального произведения это же лицо уплачивает вознаграждение, полагающееся автору музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении (п. 3 ст. 1263 ГК);

📍- публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется такое исполнение за плату или бесплатно (п. 2 ст. 1270 ГК), а также от того, является представление произведения (или организация представления произведения) основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.).

💬 Поэтому вывод:

п. 3 ст. 1263 ГК - не содержит неопределенности и не может расцениваться как нарушающий конституционные права. Он направлен на достижение баланса между всеми участниками правоотношений относительно аудиовизуального произведения.

❗️ Относительно довода о возложении чрезмерного имущественного бремени на лиц, осуществляющих публичное исполнение аудиовизуальных произведений (кинотеатры):

✅ подход законодателя согласуется с понятием предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК), в том числе деятельности, связанной с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Любишь фильмы показывать, люби и композиторам вознаграждение платить! 😂

А на чьей стороне вы? За композиторов или за кинотеатры? Пишите в комментариях!

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат