Все, даже кто плохо учился в школе, знает такой факт: близкородственные браки приводят к страшным болезням. Можно не знать, что такое гены, как они устроены, но это знание у людей вбито на подкорке. Потому что, путем наблюдений, люди это поняли с самой древности.
Амиши (англ. amish) это сплоченная религиозная группа, дважды радикалы, самые консервативные из консерваторов, отделившихся от протестантов. Они живут обособленно и отвергают современные технологии. Большинство амишей живет в США. Есть еще в Канаде и других странах, но там немного.
Число амишей постоянно растет, хотя они никого не принимают в свою веру. Растут естественным путем: рожают много детей. Но поскольку живут они закрыто, то жениться им приходится друг на друге.
Это еще не Габсбурги, все-таки предков у амишей было побольше. По разным данным, все амиши в США, около 230 тыс человек, это потомки 200–500 переселенцев. Но за много поколений близкородственных браков негативное влияние на генетику все равно есть.
В генетику они не верят. В принципе, у простых амишей образование это 7 классов общинной школы – какая там генетика.
Интересные товарищи эти амиши! Современные технологии отвергают, но избирательно. Лидер общины может рассмотреть какую-то технологию, подумать и разрешить использование. Подозреваю, что он разрешает то, что понравится или нужно лично ему.
Более прогрессивные амиши приспосабливаются. Например, фермеры получают заказы на продукты из «внешнего мира». Но не по интернету, а им специальный человек, которому можно интернет, делает распечатку и передает заказ на бумаге. Кажется, я о таком уже слышала…
Амиши не платят социальные налоги, потому что считается, что они не пользуются пособиями и другими социальными услугами. Это даже отражено в законе. Однако от медицинской помощи они не отказываются.
У них низкая детская смертность. Почему взрослые долго живут, понимаю: не пьют, не курят, не нервничают, не дерутся. Но детская смертность без медицины будет неминуемо высокой. Я не верю ни в чудеса, ни в пользу свежего воздуха. Искала объяснение и поняла: на самом деле они не отвергают медицину. Просто не имеют полисов (они в США платные), а обращаются в благотворительные организации.
Различные бытовые ограничения и лишения нужны, просто чтобы указывать место «нижним», рядовым членам общины, и держать их в подчинении. А лидеры все равно живут примерно как хотят. Как и везде.
Вообще я так и не поняла, на каком моменте истории они хотят оставаться. Например, не используют электричество и машины с двигателем. А некоторые общины отвергают даже пуговицы, как слишком сложное и суетливое изобретение. Одежда, чтобы избежать чего-то плохого, должна быть домотканой, готовую покупать нельзя.
Но не отказываются от колеса. Колесо тоже ведь когда-то было новым изобретением. И я уверена, что ДО колеса души людей были еще чище, а жизнь еще лучше.
Амиши никого не крестят в младенчестве (разумно!), не пытаются обратить в свою веру и не удерживают силой. Молодым людям позволяют увидеть внешний мир. Но более 90 % молодых людей-амишей остаются в общине либо возвращаются в нее.
Причина, как я думаю, не в том, что там так хорошо. Все гораздо проще.
- Потом тебя воспитают так, словно окружающий мир опасен. Даже внутри своей общины амиши практикуют «отвержение», то есть игнорирование провинившихся. А что говорить об отношении к людям в остальном мире.
- Еще тебя лишат большинства привычных бытовых предметов, от интернета и телевидения до электрических лампочек и машин на ДВС.
- Еще ты закончишь общинную школу, где нужными знаниями признают только арифметику и чтение. А глубокое понимание чего-либо считают бессмысленным, прямо как на зюзинской фабрике недоучек.
- Еще ты не научишься работать, кроме как в поле. Не будешь знать, как оформить страховку, открыть банковский счет, планировать покупки, переходить дорогу.
И кому ты, такой, в этом внешнем мире нужен. Сомневаюсь, что они там хотя бы работу могут найти. Неудивительно, что очень малая доля молодых амишей может начать жить в обычном обществе. Наверное, это те люди, кому везет и кто-то берет на себя заботу о них, либо те, коо быстро находит супруга. И это в американской прессе продают как истории успеха.
Очень редкая история: девушка из общины амишей начала новую жизнь, получила образование и написала об этом книгу.
А большинство даже после того, как побывают в остальном мире, возвращаются туда, где хотя бы все привычно. И ответственность за себя нести не нужно – об этом в сектах всегда заботились.
Кстати, я впервые встретила нейтральное употребление слова «секта» в «Американской трагедии» Драйзера. До этого я полагала, что секта это что-то типа огранизации, куда втягивают людей, чтобы те переписали на духовного гуру свою квартиру.
Нет, секта это вполне обычное нейтральное слово для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления.
Возвращение молодых амишей в общину называют «осознанным выбором», но какой же это выбор. Примерно как в старом фильме: что ты хочешь, на дачу или чтобы тебе оторвали голову?
Или можно сравнить с выбором мужа, когда замуж предлагал всего один человек, с выбором школы, когда она одна в поселке, или с выбором роддома, когда он один в городе. Интересный выбор, когда был один вариант.
Увидеть амишей можно в 5 сезоне СВБГ. Или, возможно, это меннониты, тоже протестантская община, но чуть более прогрессивная.
Саманта и Керри подсаживаются к ним в поезде в вагоне-ресторане, и тут же начинают обсуждать секс и выпивку (под красноречивые взгляды дамы в чепчике).
Генетические нарушения амишей даже изучают в специальных центрах.
Почитать еще: