Когда в России стали строить железные дороги, для них потребовалось много квалифицированных кадров
Чуть ранее в стране начали закладываться основы инженерного образования. Для обучения инженерно-технических работников, связистов, изыскателей, проектировщиков и других специалистов приглашали зарубежных учёных.
Самый первый
В 1810 году открылся Институт Корпуса инженеров путей сообщения — там должны были готовить транспортных инженеров. Генеральным инспектором нового учебного заведения стал испанец Августин Бетанкур, а преподавали в нём как российские, так и французские учёные.
С этого вуза началось стремительное развитие в стране технического образования. Именно выпускавшиеся там специалисты требовались России для развития отечественной техники и укрепления экономики.
Особенно эта необходимость проявилась с появлением железных дорог. Принципы, заложенные первым инженерным российским вузом, постепенно распространялись на вновь открывающиеся учебные заведения. В первую очередь — на работу Императорского Московского инженерного училища, учреждённого в 1896-м.
Больше рельсов — больше кадров
В это время страна переживала железнодорожный бум: уже несколько лет шло строительство Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали. Оказалось, что квалифицированных инженеров-проектировщиков и строителей в России не хватает. Московское инженерное училище было призвано закрыть эту нехватку.
Но масштабы Транссиба были столь грандиозными, что на одном только московском учебном заведении не остановились. На магистрали требовались специалисты для строительства депо, вокзалов, станционных зданий, водонапорных башен и других сооружений.
Министр финансов Сергей Витте предложил открыть технический вуз в Сибири, и 1896 году появился ещё и Томский технологический институт.
Железнодорожные училища
Параллельно развивалось образование для техников и квалифицированных рабочих, а также машинистов, связистов и механиков. Таких специалистов обучали в железнодорожных училищах, которые открывало не только государство, но и частные компании.
Например, в 1865 году на деньги московских промышленников построили Московское Комиссаровское техническое училище. В 1874-м появилось училище в Коврове. А в 1895-м за счёт государственной казны открыли техническое железнодорожное училище в Хабаровске, где готовили техников, машинистов, дорожных мастеров и надсмотрщиков телеграфа для Транссиба.
Кстати, такие специалисты получали и не профильную, в том числе и гуманитарную, подготовку: в железнодорожных училищах преподавали закон Божий, русский язык, словесность, географию, математику, чистописание и даже пение. Для поступления же нужно было окончить школу и сдать экзамены по русскому языку и математике.
С весны 1886-го все железнодорожные училища передали в ведение Министерства путей сообщения.
Благодаря выпускникам железнодорожных училищ и транспортных вузов, сеть железных дорог в России быстро росла. Это в свою очередь хорошо сказывалось на экономике. Поэтому техническое профессиональное образование продолжало развиваться и готовить нужных стране специалистов.