Найти в Дзене

История Петербургского университета путей сообщения

Рассказываем о вузе, где учат транспортному делу уже больше двух веков В 1809 году на стол императора Александра I поступил документ. Это были предложения графа Николая Румянцева по созданию в России новой структуры управления путями сообщения. В документе глава Департамента водяных коммуникаций, министр коммерции и иностранных дел предлагал, помимо прочего, открыть высшее учебное заведение, где готовили бы транспортных инженеров. Александру I идея понравилась, и уже в следующем году Институт Корпуса инженеров путей сообщения торжественно открылся. Железнодорожное дело в Институте стали изучать с 1835-го. Среди преподавателей, обучающих будущих железнодорожных инженеров, был, например, Павел Петрович Мельников. Будущий первый министр путей сообщения страны читал студентам лекции об устройстве путей, локомотивов и вагонов и тогда же написал первый специализированный учебник — книгу "О железных дорогах". Ну а после появления в 1937-м первой в стране магистрали у будущих инженеров появила
Оглавление

Рассказываем о вузе, где учат транспортному делу уже больше двух веков

В 1809 году на стол императора Александра I поступил документ. Это были предложения графа Николая Румянцева по созданию в России новой структуры управления путями сообщения.

В документе глава Департамента водяных коммуникаций, министр коммерции и иностранных дел предлагал, помимо прочего, открыть высшее учебное заведение, где готовили бы транспортных инженеров.

Александру I идея понравилась, и уже в следующем году Институт Корпуса инженеров путей сообщения торжественно открылся.

-2

Новый транспорт — новые специальности

Железнодорожное дело в Институте стали изучать с 1835-го. Среди преподавателей, обучающих будущих железнодорожных инженеров, был, например, Павел Петрович Мельников.

Будущий первый министр путей сообщения страны читал студентам лекции об устройстве путей, локомотивов и вагонов и тогда же написал первый специализированный учебник — книгу "О железных дорогах".

Ну а после появления в 1937-м первой в стране магистрали у будущих инженеров появилась возможность не только получать теоретические знания, но и практиковаться.

Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (С. К. Зарянко, 1869)
Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова (С. К. Зарянко, 1869)

Стремительные перемены

В середине 60-х годов XIX века учебное заведение переименовали в Институт инженеров путей сообщения. К тому времени оно было уже одним из крупнейших вузов страны. Учились там пять лет, изучали инженерное, строительное и транспортное дело. Среди преподавателей были лучшие специалисты. Например, курс по строительной механике и мостам читал среди прочих Николай Аполлонович Белелюбский.

Вуз шёл в ногу со временем, в расписание добавляли новые предметы. Студенты, помимо математики, физики и других привычных предметов, изучали технологию стройматериалов, фотографию, геологию, электротехнику... В начале XX столетия появились лекции по электрификации магистралей, воздухоплаванию и автодорожному транспорту.

Модернизировались и железнодорожные курсы. Стоило на железной дороге появиться чему-то новому, в институте тут же вводили дополнительные дисциплины. Будущие инженеры изучали и тепловозы, и СЦБ (системы сигнализации, централизации и блокировки), и телеграф, и радиотехнику.

-4

Из одного вуза — пять

С 1924 года вуз стал называться Ленинградским институтом инженеров путей сообщения, а в 30-х из его факультетов сформировали три транспортных института и одну академию.

Сам же ЛИИПС занимался железнодорожниками и вскоре получил новое название: Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.

На этом преобразования не кончились. От ЛИИЖТа отделялись и вновь возвращались целые факультеты, однако суть оставалась прежней: здесь готовили профессионалов для железной дороги.

Вторая половина прошлого века принесла в вуз новые технические средства для обучения — компьютеры. Кроме того, в это время у вуза появились филиалы в Великих Луках и Риге. Продолжили возникать и новые факультеты, например вечерне-заочный и повышения квалификации.

В 1982 году ЛИИЖТ выпустил рекордное количество инженеров — 1833. А с 1993-го стал Петербургским государственным университетом путей сообщения.

Торжественная церемония вручения дипломов с отличием выпускникам ПГУПС
Торжественная церемония вручения дипломов с отличием выпускникам ПГУПС

Как стать железнодорожником

Сегодня ПГУПС — крупный вуз, где учится больше 14 тысяч студентов. Здесь обучают нескольким десяткам специальностей, многие из которых связаны с железной дорогой.

Обучаться можно по программам среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета или магистратуры — бесплатно или платно.

В бакалавриат или специалитет в ПГУПС принимают после ЕГЭ. Для большинства специальностей потребуются результаты по русскому языку, математике, а также физике или информатике. Некоторые категории поступающих могут сдавать вступительные экзамены университета.

При поступлении на программы СПО понадобится документ об окончании общего или среднего общего образования. Если желающих окажется больше, чем бюджетных мест, комиссия будет учитывать результаты освоения общеобразовательной программы.