Рассказываем об истории крупнейшего транспортного вуза страны
Нехватка кадров и решение
Во второй половине XIX века железные дороги в России росли невероятными темпами. При этом инженеров для них обучали только в Санкт-Петербурге.
Этого не хватало. Особенно дефицит кадров стал заметен после начала создания Транссиба. Надо было решать вопрос, и МПС предложило открыть ещё одно учебное заведение. Местом действия выбрали Москву.
23 мая 1896-го было учреждено Московское Инженерное Училище, которому присвоили статус императорского.
Первый дом и первые студенты
Для училища арендовали помещения в особняке на Тверской, там предполагалось учиться и жить. На оборудовании не экономили: приборы для кабинета физики и химлаборатории заказывали за границей.
На первый курс планировалось принять 50 студентов — только российских подданных и исключительно неженатых. Вступительные экзамены состояли из математики, физики, русского и рисования.
Желающих было много: прошения подали 250 человек. Правда, на первый же вступительный экзамен явилась лишь половина. Успешно прошли испытания 76 человек, из них выбрали для зачисления 50. Ещё десяток студентов набрали из тех, кто окончил другие вузы. Им предстояло пройти трёхлетний курс и два года практики.
В сентябре 1896-го училище торжественно открылось.
Своё здание и первый выпуск
К концу 1896 года для училища подобрали подходящее место — на Бахметьевской улице. Здание было готово к сентябрю 1898-го, и студенты переехали в новый дом — уже не арендованный, а собственный. Там вуз находится и сегодня, только улица переименована из Бахметьевской в Образцова.
Официально новое открытие состоялось только в январе 1899 года. В этом же году состоялся первый выпуск. Курс завершили 24 человека из 60, все они отправились на практику. По её итогам 18 человек были удостоены звания инженера-строителя и получили право носить специальный нагрудный знак с надписью И.М.И.У.
Вместо училища — институт
Учиться было сложно. Насыщенная программа едва укладывалась в три года. В 1910-м совет училища предложил увеличить срок обучения до четырёх лет, добавить пятый год для диплома, а практику убрать. Также предлагалось преобразовать училище в институт.
Обсуждали такую реорганизацию долго: только в 1913 году учебное заведение стало институтом — МИИПС. А в следующем году ему присвоили имя Николая II.
После 1917-го
После революции Институт оказался в ведении Наркомата просвещения, а в 1924-м, после объединения с Высшими техническими курсами при НКПС, стал МИИТом.
До войны Московский институт инженеров транспорта пережил немало преобразований: его передали НКПС, факультеты превращались в новые учебные заведения, некоторые из них со временем вновь объединялись с Институтом.
МИИТ и война
Во время войны многих студентов МИИТа мобилизовали, другие пошли строили оборонительные сооружения на подступах к столице. В самом Институте создали группы противовоздушной обороны и оборудовали бомбоубежища. В здании вуза формировалась 6-я дивизия народного ополчения Дзержинского района, куда добровольно вступили несколько сотен миитовцев. Позже дивизия стала 160-й стрелковой, а потом — Брестской Краснознаменной 160-й стрелковой.
Многих выпускников МИИТа призвали в железнодорожные войска и органы военных сообщений. Они восстанавливали пути и мосты, участвовали в строительстве Волжской рокады, паромной переправы через Волгу и других важнейших объектов.
После войны: целина и БАМ
В 1950-е в МИИТе стали формироваться студенческие строительные отряды. Студенты ездили на освоение целины и строительство Байкало-Амурской магистрали.
На БАМе стройотряд МИИТа оказался ещё в 1972 году — за два года до официального начала стройки века. Студенты прибыли в посёлок Янкан. Они возводили щитовые дома, рубили просеку, возводили пути, а по вечерам — танцевали.
В этом отряде было 400 человек, а за всё время в строительстве магистрали поучаствовали около 12 тысяч миитовцев.
Коллектив института наградили медалями "За освоение целинных земель" и "За строительство БАМа".
РУТ (МИИТ), новейшая история
90-е и начало 2000-х принесли в МИИТ новые преобразования. В 1993-м он стали университетом, в 1998-м в состав вуза вошла Российская академия путей сообщения. Структура учебного заведения пополнилась несколькими колледжами, гимназией, академиями…
В 2015 году вузу вернули имя Николая II, а в 2017-м МИИТ был преобразован в РУТ — Российский университет транспорта.
Сегодня в ведущем транспортном вузе России можно выбирать из сотен специальностей, многие из которых связаны с железной дорогой. Здесь учат проектировать и строить железные дороги, мосты, тоннели, локомотивы, вагоны, управлять перевозками…
Для поступления после окончания школы для большинства железнодорожных специальностей понадобятся результаты ЕГЭ по математике, русскому языку, а также информатике и ИКТ или физике.
При поступлении на базе среднего профессионального образования нужно будет сдать внутренние вступительные экзамены.
Недавно мы также рассказывали историю Петербургского университета путей сообщения.