Найти тему

Мелисса Фергюсон - Встречи на полях

Саванна работает редактором в уважаемом издательстве интеллектуальной литературы. А на досуге пишет любовный роман. Правда, за это ее могут уволить.


Однажды, стремясь поскорее закончить рукопись. Саванна приносит свои черновики на совещание, и один из листков попадает в руки ее строгого шефа Уилла. Чтобы не выдать себя. Саванна прячет распечатку в кладовке. Но, вернувшись за ней, видит, что кто-то оставил на полях комментарии. И все – по существу.


Помощь таинственного редактора оказывается очень кстати. Они обмениваются заметками на полях, и с каждым днем он нравится Саванне все больше. Работа над книгой подходит к концу, осталось только написать сцену поцелуя…


В Нэшвилле, штат Теннесси, находится солидное и серьёзное издательство Пеннингтон Паблишерс, выпускающее только высокоинтеллектуальный или полезный нонфикшн (о средневековой поэзии или о том, как правильно подрезать условные гортензии). Как можно догадаться, издательство с таким ассортиментом, несмотря на наличие преданных поклонников, переживает тяжёлые времена. И его владелица, миз Пеннингтон, на одном из еженедельных собраний объявляет, что в издательстве стало на одного управленца больше - её сын Уильям вернулся из Нью-Йорка (где работал в одном из успешных издательств развлекательной литературы), чтобы вернуть Пеннингтон Паблишерс былое величие. План надёжный, как швейцарские часы, есть только один нюанс: миз Пеннингтон и Уильям сильно расходятся во взглядах на антикризисное управление, а ещё миз готова костьми лечь, но не допустить проникновение низких жанров в издательский план.


Саванна - младший редактор в Пеннингтон Паблишерс. Она обожает свою работу и отлично в ней разбирается. Настолько, что её пока не затронули увольнения, призванные сократить расходы и удержать издательство на плаву. Она переживает и за себя, и за Пеннингтон Паблишерс - пусть она не читает книги, на которых оно специализируется, ей не хочется, чтобы издательство закрылось. Но при этом она всей душой любит женские романы и даже сама написала один.


В судьбоносный день совещания она прямо на нём экстренно заканчивала редактирование своей рукописи, чтобы отправить её знакомому редактору в другое издательство. Но случился конфуз: нахаживая шаги (по настоянию сестры) прямо в переговорной во время совещания (там все настолько не от мира сего, что ничего необычного в таком поведении не видят), она споткнулась, упала, и бумажная рукопись разлетелась по всему кабинету. С помощью своей коллеги она смогла быстро собрать все листы - за исключением титульного, который подобрал Уильям. А по нему было сложно не понять, что относится лист к женскому роману. Теперь Саванна очень боится, что Уилл - такой же ретроград, как его мать, и уволит её за нарушение высоких стандартов Пеннингтон Паблишерс, а также за то, что занималась своим романом в рабочее время.


Поскольку сразу после совещания все редакторы отбывали на общение со своими авторами, Саванне перед этим нужно было спрятать рукопись - она выбрала не свой стол, а тайную комнату в комнате сигнальных экземпляров на чердаке здания, где размещается издательство. Это довольно уютное место с книжными шкафами и креслами, и, кажется, никто, кроме Саванны, об этой комнате не знает.


Вернувшись в тайную комнату она видит свою рукопись - сложенную аккуратной стопкой, с комментариями тайинственного редактора на первых 16 страницах (дальше он пока не успел прочитать). Саванна решает их проигнорировать, ведь книга и так 100 раз вычитана и идеальна. Но через несколько дней её знакомая редактор ответила, что не примет роман в таком виде и его нужно переделать. Так Саванна вынуждена прислушаться к правкам незнакомца - своих идей у неё больше нет. И выясняется, что он действительно хороший редактор. А ещё между ними завязывается переписка на полях рукописи, и уже не только о романе, который они редактируют. Чем больше времени проходит, тем больше Саванна влюбляется в редактора, и решает всё-таки выяснить, кто он такой.


Между тем личной жизнью у Саванны есть некоторые сложности: она живёт в квартире сестры, вместе с её женихом, по совместимости - бывшим Саванны, с которым они то встречались, то расставались на протяжении практически всей жизни. А потом он внезапно и мгновенно влюбился в её сестру. Ситуация неловкая для всех, но съехать девушка пока не может.


Наверное, это самая милая книжка про издательский бизнес из всех, что мне попадались. Здесь есть стёб над особенностями работы отрасли, есть и критика, но при этом написана книга с огромной любовью к книжной отрасли и людям, которые книги делают - даже если они откровенно неприятные. Автор выписала и стереотипных писателей, и это тоже до боли знакомые типажи. В Освальда, одного из авторов Саванны, невозможно не влюбиться, а он тот ещё социофоб. И напоминал мне Сальникова в самом начале его карьеры. И я хихикала над тремя часами в камере сенсорной депривации, которые Саванне пришлось провести там из-за него. Короче, если осталась моральная травма от
Yellowface, то Встречи - отличный подорожничек.


Герои тоже очень милые, я осталась в совершеннейшем восторге от Саванны. Она непосредственная, немного несобранная, но при этом очень умная, добрая и человечная. Она искренне беспокоится за издательство, понимает, что именно в нём сломалось, и хочет работать с Уиллом над тем, чтобы вернуть Пеннингтон Паблишерс в строй. И она способная отстаивать свои границы - и когда Уилл попытался сделать её как бы своим шпионом (по восприятию Саванны, и она отказалась), и когда её бывший и нынешний жених сестры в очередной раз передумал и решил, что всё-таки любит её. Саванна также поддерживала свою подругу-коллегу и помогла той исполнить заветное желание.


Ещё она очень трогательно относится к книгам: в романе есть избитые штампы про любимые книжки, хруст сигнальных экземпляров и это всё, но для меня было ценно, что для Саванны ценны не только какие-то отдельные вещи, а книги в общем, и эмоции, которые они дарят людям. Она очень мило фанатеет по писателям: в каких-то вещах я прям узнавала себя. Короче, Саванна - одна из лучших героинь любовных романов, которые мне встречались.


Уилл на её фоне, конечно, теряется: он прописан чуть похуже и потому в первую очередь - хрестоматийный идеал из женских романов. Но когда автор об этом немножко забывает, то он превращается в нормального человека. У которого - это важно - есть жизнь помимо работы и увлечения главной героиней. Основной упор автор сделала на контрасте между суровым руководителем и улыбашкой в свободное время, но я не имею ничего против (он очень милый, когда улыбается). Его редакторская ипостась - моя отдельная любовь: там он не теряет своего чувства юмора и начитанности, но пишет при этом строго по делу и иронично (я особенно благодарна автору за последнее).


Меня также порадовало, что это нетипичный женский роман. Да, здесь есть мгновенная влюблённость и высосанная из пальца (в хорошем смысле) интрига с личностью таинственного редактора. Но нет сексуальных сцен, нет эротики, никто не течёт и не прячет кол в штанах, и внезапно на контрасте это очень и очень мило. Саванна в своём романе пыталась показать любовь не только как постельные подвиги и страстные поцелуи (она терпеть не может целоваться), а через другие знаки привязанности (поэтому, кстати, у Уилла возникли претензии к сцене с поцелуем). И это тоже с непривычки ощущается как глоток свежего воздуха.


Хочу вернуться к работе Саванны. Она хочет писать и считает, что автоматически может это делать потому, что хороший редактор. Но автор наглядно показывает, что редакторские компетенции не делают человека писателем. Если начистоту, то книга, которую Саванна написала - ужасна, о чём ей прямо сказала и её знакомая, которой она отправляла рукопись, и таинственный редактор. Пока читала, не могла не думать в таком контексте о многочисленных редакторах Эксмо, которые стали писателями. Вот только они и писатели так себе (это вкусовщина), и редакторы плохие (а это объективная реальность). Иногда меня перемыкало и я смотрела на текст самого романа с точки зрения редактора и думала, что можно убрать, что переделать и всё в таком духе. Что убрать таки нашла - упоминание Кейдов, например.


Ну и не могу не сказать про концовку. Понятно, что по законам жанра Саванна и Уилл остались вместе, плюс в издательстве сложилась ещё одна парочка. Но самое главное - Пеннингтон Паблишерс спасли! Продав его другому, более крупному издательству, гы. Книжный бизнес суров, что поделать - в наших реалиях это был кейс АСТ. И крупное издательство занимается богомерзкой коммерческой литературой, а это значит, что и Пеннингтон Паблишерс будет расширять свой портфель и продолжит работать.


Но самой-самой милой деталью книги стал для меня даже не этот хэппи-энд, а происхождение тайной комнаты. Оказалось, что сделала её для Уилла суровая миз Пеннингтон. И помещение, и вход в него выглядит именно так, потому что она очень любит
Хроники Нарнии. Тут я вообще была в соплях, потому что это прекрасный штрих к портрету суровой леди. И ещё меня тронуло, что Уилла не уволили из большого издательства в Нью-Йорке, а он сам ушёл оттуда, потому что дела у Пеннингтон Паблишерс были совсем плохи.


Короче, книжка лёгкая, милая, смешная и чудесная. Хочется стереть себе память, чтобы прочитать её заново и насладиться. Я даже думаю о том, чтобы купить бумажное издание, потому что читала электронку.