Друзья , а если сделать инвестицию в коррупцию, скажите, это выгодно?)))
Вопрос риторический.
Продолжаем серию статей про экономические кризисы.
Основные антикризисные меры принятые в 2008-2009 г.
Мы не знаем, что у нас будет завтра. Но зато мы знаем, что у нас есть на завтрак. И это внушает оптимизм!(с)
Меры валютной политики
В 2008 г. Банк России придерживался политики «управляемого плавания» валютного курса. Проводимая политика предполагала постепенную корректировку границ допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. В период высоких цен на нефть и массового притока капитала Банк России накопил около 600 млрд долл. США в виде резервов .
Значимость накопления резервов была ранее подтверждена в ходе кризиса 1998 года.
Основной антикризисной мерой того периода стали валютные интервенции в поддержку курса рубля и постепенный сдвиг границ валютного коридора (плавная девальвация).
Это позволило предотвратить проблему дефицита валютной ликвидности в банках, но способствовало появлению спекулятивных настроений среди населения и компаний.
Резко вырос спрос населения на валюту. Компании-экспортеры предпочитали брать рублевые кредиты и удерживать валютную выручку, таким образом зарабатывая на постепенной девальвации.
В условиях глобального кризиса иностранные кредиторы часто были не готовы пролонгировать российским компаниям внешний долг.
При этом иностранные кредиты во многих случаях были обеспечены акциями крупнейших российских предприятий, рыночная стоимость которых стремительно падала, приводя к возникновению маржин-коллов ( Маржин-колл (margin call) – требование к контрагентам к сделке , а именно внесение дополнительного обеспечение)
Такая ситуация потребовала от государства мер по поддержке компаний, вынужденных рефинансировать внешние займы.
На эти цели государство выделило 50 млрд долл. США через Внешэкономбанк( государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»), но фактический объем использования средств составил около 11,6 млрд долл. США.
Плавная девальвация позволила не допустить существенных убытков банков от ослабления рубля.
В докризисный период российские банки также активно привлекали зарубежное финансирование и в результате сформировали короткую балансовую открытую валютную позицию (ОВП) в иностранной валюте. Хеджирование ОВП с помощью внебалансовых инструментов (деривативов) в то время зачастую оказывалось фиктивным – контрагентами по ним выступали аффилированные банкам структуры, которые были не в состоянии исполнять сделки при резком изменении валютного курса.
В то же время политика плавной девальвации препятствовала полноценной макроэкономической адаптации в России. В результате падение реального ВВП в 2009 г. составило 7,8%, в начале 2009 г. в отдельные месяцы безработица поднималась выше 9%.
Актуально, друзья!!!
Если бы курс был гибким, то курс рубля снизился бы больше, что могло привести к более сильному сокращению импорта и росту экспорта. Долгосрочным неблагоприятным последствием политики постепенного ослабления рубля стало значительное повышение уровня валютизации банковских балансов.
Меры по предоставлению рублевой ликвидности
В результате валютных интервенций впервые с 1999 г. наблюдалось сокращение международных резервов России, что привело к уменьшению объема рублевой ликвидности в банковском секторе.
Важно учитывать, что при продаже валюты на рынке Центральный банк изымает рубли из обращения. Это приводит к росту процентных ставок, провоцирует проблемы с ликвидностью и возрастание угрозы платежного кризиса.
Чтобы этого не происходило, Центральный банк должен иметь в арсенале инструменты, позволяющие оперативно предоставить банковскому сектору ликвидность в необходимых объемах.
Быстрого эффекта Банк России смог достичь за счет снижения нормативов обязательных резервов (НОР), то есть минимального количества рублей, которое банки должны держать на счетах в Центральном банке (норматив рассчитывается как доля от объема привлеченных
средств банков).
Но эффект от этой меры был ограничен. Спрос банков на операции рефинансирования продолжал возрастать, что потребовало значительного увеличения объемов предоставления ликвидности с помощью операций репо(сделка по продаже актива с обязательством выкупить его обратно ) и кредитов под залог нерыночных активов.
Несмотря на смягчение требований к кредитному качеству активов, включаемых в состав залога, приемлемого обеспечения у банков оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить их спрос на ликвидность.
Поэтому было решено использовать беззалоговые инструменты.
Ликвидность предоставлялась на аукционах, четкого механизма управления процентными ставками на тот момент не было, поэтому ставки денежного рынка были достаточно высокими и волатильными.
Процентные ставки для экономики в целом были также высокие, что затрудняло операционную и инвестиционную деятельность компаний.
Ответом на кризис со стороны ведущих центральных банков стали быстрое развитие нестандартных инструментов поддержки ликвидности финансовой системы, использование, в том числе и в этих целях, механизма выкупа активов (количественного смягчения).
В России в качестве нестандартной меры в 2008 г. была оказана поддержка фондовому рынку путем ежедневных покупок акций на российском рынке Внешэкономбанком за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Меры по поддержке устойчивости финансового сектора
Отток капитала, невозможность рефинансирования кредитов на внешних рынках, нехватка обеспечения вскрыли проблемы, накопившиеся в российском банковском секторе. Кроме того, экономический кризис привел к резкому ухудшению положения заемщиков.
Несколько банков оказались на грани банкротства. При этом ни у Правительства России, ни у Банка России не было законодательно оформленных инструментов санации и докапитализации банков, эти механизмы потребовалось закрепить в виде федерального закона.
Закон дал Банку России право использовать кредитную схему санации для проблемных банков.
Правительство России, в свою очередь, использовало средства Резервного фонда для докапитализации крупнейших банков. Это позволило укрепить уверенность вкладчиков в устойчивости банковского сектора и поддержать кредитование.
Докапитализация частных банков осуществлялась на условиях дополнительной поддержки банков собственниками.
Банки, получившие дополнительный капитал, имели обязательства по кредитованию реального сектора.
Основные уроки, которые были сделаны.
Кризис подтвердил необходимость перехода к большей гибкости валютного курса. Банк России продолжил проводить политику по постепенному отказу от жесткого управления валютным курсом, которую начал в 2006 году.
Была разработана система валютного коридора, внутри которого курс менялся свободно, но при приближении курса к границам коридора Банк России осуществлял увеличивающиеся по объему интервенции по покупке или продаже валюты.
При накоплении определенного объема интервенций коридор сдвигался вверх или вниз в зависимости от тенденции движения курса.
Кризис выявил необходимость развития инструментов рефинансирования и системы управления банковской ликвидностью.
Существовавших до 2008 г. инструментов оказалось, недостаточно на пике кризиса, поэтому Банк России использовал беззалоговое кредитование для стабилизации ситуации с ликвидностью.
Впоследствии развитие инструментов денежно-кредитной политики (ДКП) позволило облегчить и ускорить переход Банка России к таргетированию инфляции.
В качестве основной ставки Банка России с 2013 г. стала использоваться ключевая ставка. Кризис показал, что, помимо банков, риск ликвидности может реализоваться у профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые не имеют прямого доступа к инструментам рефинансирования Банка России.
В обычных условиях доступ брокеров к ликвидности обеспечивают банки посредством двусторонних сделок репо. Однако снижение стоимости ценных бумаг оказалось настолько сильным, что брокеры не смогли исполнить ранее заключенные сделки репо. В результате по цепочке возникли неплатежи, и рынок практически перестал функционировать. Уроком кризиса стала потребность в создании механизма гарантированного исполнения сделок, и Национальный Клиринговый Центр (НКЦ) начал осуществлять централизованный клиринг на рынке репо.
В целом кризис выявил необходимость совершенствования инфраструктуры финансового рынка. Модернизация технологий и процесса работы биржи опиралась на международный опыт и реформы, которые в этой сфере проводились в других странах. ММВБ и РТС в декабре 2011 г. были объединены в единую Московскую Биржу, которая улучшила свои технологические системы и процессы управления рисками. Были приняты законы, регламентирующие деятельность центрального контрагента (ЦК) и центрального депозитария (ЦД).
Со стороны Банка России было установлено комплексное наблюдение за работой биржи и других объектов финансовой инфраструктуры. Все это способствовал укреплению доверия на рынке, минимизации проблем с ликвидностью и функционированием рынка в будущем.
Банк России, как и центральные банки других стран, стал уделять больше внимания вопросам финансовой стабильности и анализу системных рисков. Учет взаимосвязей между различными секторами экономики в дополнение к анализу рисков отдельных финансовых институтов позволяет оценить устойчивость финансовой системы в целом.
Одними из первых направлений макро - пруденциального анализа в 2012 г. стали вопросы, связанные с быстрым ростом необеспеченного потребительского кредитования, регулярно стал готовиться план антикризисных мер. Банк России начал участвовать в работе созданного в 2009 г. Совета по финансовой стабильности (СФС), который стал площадкой координации действий регуляторов разных стран в сфере разработки и имплементации финансового регулирования и наблюдения за рисками в финансовой системе.
Кризис продемонстрировал серьезные проблемы в банковском секторе: неудовлетворительное качество бизнес-моделей, низкий уровень управления рисками, недостоверность учета и отчетности значительного числа банков.
Продолжение следует…
Не забывайте подписываться , ставить лайки, обнажая свои мысли.