Найти тему
МИР 24

Страхи детства: нейросеть нарисовала монстров из советских киносказок

Оглавление

В СССР не было высокотехнологичных спецэффектов для создания страшных монстров в кино. Однако это совсем не мешало отечественным кинематографистам воплощать на экране по-настоящему пугающих персонажей. Так, например, после просмотра фильмов Александра Роу некоторым маленьким зрителям снились кошмары с участием сказочных злодеев. Конечно, современных детей подобными страшилками уже не впечатлить. Поэтому мы решили собрать пять самых популярных чудищ из советских сказок и представить их по-новому. Для этого пришлось воспользоваться возможностями нейросетей. Что получилось – увидите в материале MIR24.TV.

Чудище из фильма «Финист – Ясный сокол»

-2

В 1975 году вышел сказочный фильм «Финист – Ясный сокол». По его сюжету злой оборотень превращает русского богатыря в лесное чудище, от которого в ужасе разбегаются и люди, и животные. Чтобы создать облик заколдованного страшилища, киношники использовали звериную шкуру и незамысловатый грим. Однако даже этого хватило, чтобы напугать зрителей, которые к тому моменту уже успели посмотреть знаменитого «Вия». Жуткого эффекта добавляли и второстепенные детали – неуклюжие движения, ласты вместо лап, клыки, торчащие в разные стороны, и несчастные глаза. Так художнику по костюмам удалось минимальными средствами добиться желаемого результата.

Иван-медведь из фильма «Морозко»

Морозко, 1964 год. Реж. Александр Роу. Киностудия имени М. Горького
Морозко, 1964 год. Реж. Александр Роу. Киностудия имени М. Горького

Еще одной жертвой колдовских чар стал главный герой киносказки «Морозко». Самовлюбленного и заносчивого юношу Ивана проучил мудрый старичок-боровичок, превратив голову парня в медвежью. Такой поворот событий неизменно пугал не только его возлюбленную Настеньку, но многих советских детишек.

Баба-Яга из фильма «Василиса Прекрасная»

Василиса Прекрасная, 1939 год. Реж. Александр Роу. Студия «Союзмультфильм»
Василиса Прекрасная, 1939 год. Реж. Александр Роу. Студия «Союзмультфильм»

Знаменитый режиссер Александр Роу сумел превратить самую популярную злодейку из русских народных сказок в главный детский страх. Вопреки ожиданиям, сыграть этот образ на экране он доверил совсем не женщине, а народному артисту Георгию Милляру. Грим и актерское мастерство сделали свое дело, и на съемочной площадке дети в ужасе разбегались при виде этого персонажа. Мрачное амплуа оказалось настолько удачным, что актер исполнял его еще в нескольких фильмах. За это Милляр получил прозвище «самой главной Бабы-Яги советского кино».

Змей Горыныч из фильма «Василиса Прекрасная»

Василиса Прекрасная, 1939 год. Реж. Александр Роу. Студия Союзмультфильм
Василиса Прекрасная, 1939 год. Реж. Александр Роу. Студия Союзмультфильм

Помимо Бабы-Яги, на маленьких зрителей производила незабываемое впечатление финальная сцена в сказке Роу. Схватка Ивана с воплощением зла – Змеем Горынычем, похитившим Василису – даже сегодня смотрится весьма эпично. Мастерам, изготавливающим кукол, удалось создать трехголового гиганта, чей размер составил 11 метров в длину и 5 метров в высоту. Внутри огромного Змея разместились 20 человек, которые «оживляли» каждый участок страшного творения. Чудище двигалось, извивалось, плевалось дымом, огнем и водой, чем не на шутку пугало впечатлительную детвору.

Чудовище из сказки «Аленький цветочек»

Аленький цветочек, 1952 год. Реж. Лев Атаманов. Студия Союзмультфильм
Аленький цветочек, 1952 год. Реж. Лев Атаманов. Студия Союзмультфильм

Советские ребятишки познакомились с историей любви красавицы и чудовища задолго до выхода диснеевской версии мультфильма. В отечественном варианте художники-аниматоры изобразили заколдованного юношу в образе бесформенного лохматого бугра. Его облик с огромными глазами и отсутствием рта играл злую шутку с неокрепшей детской психикой. Тем долгожданнее для малышей было финальное перевоплощение эдакого чуда-юда в нормальный человеческий вид.

Голова великана из фильма «Руслан и Людмила»

Руслан и Людмила, 1971 год. Реж. Александр Птушко. Киностудия Мосфильм
Руслан и Людмила, 1971 год. Реж. Александр Птушко. Киностудия Мосфильм

Зрелищная экранизация пушкинской поэмы стала самым масштабным проектом прославленного режиссера Александра Птушко. При ее создании применялись комбинированные съемки высокой сложности, а чтобы изобразить эффект парящих в воздухе героев, съемочная группа использовала специальные каркасы, рычажные механизмы и замысловатые приспособления. Впрочем, летающий карлик Черномор произвел на советскую детвору гораздо менее пугающее впечатление, чем неподвижная говорящая голова великана, лежащая посреди степи и охраняющая заветный меч.